ИОСИФ ВРИЕННИЙ - Страница 3

Обширное литературное и эпистолярное наследие Иосифа Вриенния является плодом его пастырской и апологетической деятельности на Крите и в Константинополе. Первое издание большей части сочинений Иосифа Вриенния, в основном, представленных в виде речей и диалогов, осуществили архиепископ Евгений (Булгарис) в 1768 г. (два тома) и Ф. Мандакасис в 1784 г. (третий том) на основе довольно плохо исследованной в то время рукописной традиции. Отдельные сочинения опубликовали Н. Томадакис и А. Аргириу (последний издал позднее антиисламское сочинение Иосифа Вриенния «Диалог с исмаилитом»). В настоящее время исследованием рукописной традиции и критическим изданием сочинений Иосифа Вриенния (гомилий, писем, а также проповедей о Пресвятой Троице) занимается Элен Базини. До сих пор остаются неизданными, в частности, целый ряд антилатинских сочинений, а также комментарии Иосифа Вриенния на схолии Максима Исповедника к «Ареопагитикам». По мнению исследователей, заслуживают упоминания два сочинения, которые относятся ко времени пребывания Иосифа Вриенния на Крите: «Диспут с Максимом Хрисовергом» и «Сорок девять глав». Максим Хрисоверг – грек, который перешёл в латинство и стал доминиканцем; диспут состоялся в 1400 г. в Кандийском соборе (Крит). Помимо добавления Filioque к Символу веры Иосиф Вриенний ставит латинянам в упрёк употребление опресноков и удавленины, единократное погружение во время крещения, чистилище, субботний пост и, главным образом, симонию. До диспута Максим попытался (письмо утеряно) убедить Иосифа Вриенния в том, что греки лишились милости Божьей из-за непослушания папе, что и послужило причиной постигших их несчастий. В ответе Иосиф Вриенний утверждает, что правда на стороне православных греков, и что гнев Божий объясняется не отвержением власти папы, а исключительно грехами самих православных. «Сорок девять глав» – сборник планов или отрывков проповедей, произнесённых на Крите. Некоторые, более полные, встречаются в константинопольском сборнике проповедей Иосифа Вриенния. В них затрагиваются разные темы, по большей части касающиеся нравственного богословия: о Провидении и о человеколюбии Божьем, о действии благодати, о движении духа, о терпении оскорблений; о человеке как о прообразе творения; о нравственности и о познании себя; о духовной борьбе; о блуде как об идолопоклонстве; о духовном смысле конца света; о восходящей лестнице добродетелей и о падении пороков; об отрешении от вещей мира сего; о таинствах, включая монашество, как о средствах совершенствования; о вере, о христианском смысле испытаний и о «причине наших несчастий»; приводится большой список религиозных и духовных расстройств, имевших место в православной общине на Крите и последняя проповедь – «о самой насущной добродетели – милосердии».



 
PR-CY.ru