ИОНА КЕРЖЕНСКИЙ

ИОНА КЕРЖЕНСКИЙ (ум. после 1819 г.?) – монах-старообрядец, «керженский постриженик», составитель («издатель») «Алфавита российских чудотворцев» – обширного (641 лист листового формата) сборника Житий русских святых, сказаний о чудотворных иконах и служб им (составляют особый раздел), повестей о монастырях и других текстов. Скудные сохранившиеся сведения об Ионе Керженском содержатся в записях переписчика единственного известного экземпляра «Алфавита...» (Ярославский музей-заповедник) – московского мещанина Ермила Фёдорова Бухарина. Вопреки заглавию «Алфавит...» организован по хронологическому принципу («по времени каждаго бытия, держась более времени преставления и убиения»), в нём отсутствует алфавитный указатель (который обещан в предисловии, где упоминается «каталог имён и по азбучному алфавиту»). В книге есть два месяцеслова, именуемые «алфавитами» (отдельно к агиографической и к гимнографической частям), что в принципе позволяет использовать сборник и для богослужебных нужд. Время работы над рукописью «Алфавита...» нуждается в дополнительном исследовании, поскольку все даты в ней даны от сотворения мира и потому допускают двойное истолкование при переводе на летосчисление от Рождества Христова (с вычетом 5500 или же 5508 лет). В литературе кодекс принято датировать 1807–1811 гг., при этом не учитывается, что переписка гимнографической части свода была начата в 1813 г., а дата завершения агиографического раздела не написана. Не менее вероятно, по мнению исследователей (особенно с учётом данных филиграней), что речь должна идти о 1813–1819 гг. (бумага основной части имеет белые даты 1813 и 1814 гг., указатели написаны особым почерком на бумаге с датой 1819 г.). Ряд кратких сведений (памятей святых) приписан на полях разными почерками в позднейшее время. Иона Керженский собирал материалы для свода больше двадцати лет, делая особый упор на разыскание неизданных агиографических и гимнографических текстов (в предисловии отмечено наличие в «Алфавите...» более 60 житий и 45 служб, отсутствующих в печатных книгах). Напротив, широко известные по печатным изданиям тексты при включении в свод подвергались сокращению, порой значительному, так что они представляют собой в ряде случаев новые редакции, не имеющие, впрочем, особого научного значения. Опубликованными источниками «Алфавита...» послужили «Книга житий святых» Димитрия Савича (Туптало; обтекаемо называемая старообрядческим книжником «печатными Минеями Четьими»), Пролог, Киево-Печерский патерик (все без указаний на издания), а также, по мнению исследователей, одно из московских изданий «Святцев с летописью» – 1646 или 1648 г. (впрочем, исследователи не исключают полностью, что мог привлекаться и рукописный экземпляр этого месяцеслова, снабжённого краткими историческими сведениями). Из рукописных книг составитель специально отмечает сентябрьский том Великих Четьих-Миней. Судя по характеру сведений, исследователи отмечают также использование «Книги, нарицаемой о российских святых» и Иконописного подлинника Сводной редакции. Иона Керженский сообщает в предисловии, что он использовал также некие книги «именитых Строгановых» и «древнего князя Пронского», не конкретизируя, о чём именно идёт речь. В датировке жизни святых, не имеющих Житий, Иона Керженский находится в сильной зависимости от ненадёжных источников, в первую очередь, от «Книги, нарицаемой о российских святых», где в датах кончины святых часто недописаны цифры десятков и единиц.

 



 
PR-CY.ru