ИОАСАФ, Сретенский Иван Иванович - Страница 2

Студенты-богословы произносили проповеди в Авраамиевом смоленском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыре. В 1819 г. по инициативе Иоасафа в Смоленске был открыт епархиальный комитет Российского Библейского общества. За короткое время архиерею удалось собрать для нужд общества 5 тыс. руб. 7 июля 1821 г. Иоасаф был назначен на Могилёвскую и Витебскую кафедру с возведением в сан архиепископа. С первых дней управления епархией проявил себя как ревностный исполнитель распоряжений гражданской и церковной власти. Во многих резолюциях Иоасафа исследователи встречают подробные ссылки на законы, время их издания и нормы применения; он строго следил за выполнением всех предписаний. Так, вопреки указу Святейшего Синода до Иоасафа в епархии отсутствовали должности благочинных по монастырям. По благословению Иоасафа в 1823 г. эти должности были учреждены, и на них назначены опытные служители из среды монашествующих. Иоасаф подготовил для благочинных специальную инструкцию, состоявшую из 15 пунктов и пяти приложений к ним. В частности, благочинным предписывалось «изведать Устав братии, их жительства, опрятности как в кельях, так и в платье их, трезвости, честности и послушания настоятелю, словом, так ли они живут, как правила…, повелевают и Духовным регламентом предписано, ибо чин монашеский в древние времена был всему христианству зерцало и образ покаяния и исправления». В других пунктах инструкции записаны обязанности благочинных следить, чтобы монашествующие «по прихотям своим» ненужных построек «не вщинали», чтобы в трапезе братской «неопустительно присутствовало чтение, дабы при насыщении телесном насыщаться и душеполезными наставлениями», и «чтобы монастыри удалялись от излишнего и непотребного гостеприимства». Благочинные обязывались регулярно представлять обстоятельные отчёты о состоянии подведомственных им монастырей. Большое значение для Могилёвской епархии имела инициатива Иоасафа по отмене запрета на строительство деревянных храмов, с которой он обратился в Синод. Бедность прихожан и почти полное отсутствие в пределах епархии православных помещиков привели к тому, что многие храмы пришли в ветхое состояние или пострадали при пожарах. На возведение каменных церквей не хватало средств, а строительство деревянных запрещалось, в результате чего приходы оставались вообще без храмов. Ходатайство Иоасафа было удовлетворено. Он проявлял заботу о нуждах священно- и церковнослужителей, обращаясь в Синод с просьбами об увеличении их денежного содержания. Под его непосредственным руководством в 1823 г. было учреждено епархиальное попечительство о бедных духовного звания. При Иоасафе насельники Макариева Успенского Чонского монастыря близ Гомеля во главе с настоятелем перешли из старообрядчества в единоверие. Обладая величественной внешностью, Иоасаф совершал богослужения с особой торжественностью и благоговением, ездил по епархии в карете, украшенной тончайшей резьбой с позолотой. Скончался в загородном архиерейском доме в имении Барсуки. Тело его было перенесено сначала в Иосифовский кафедральный собор в Могилёве, а после отпевания погребено в Спасской церкви, месте упокоения Могилёвских архиереев.



 
PR-CY.ru