ИАКОВ - Страница 3

Место действия третьей истории происходит в северном Васпуракане. Рассказ представляет собой переработку неких сведений о походе князя Манаджира Рштуни против бдешха Бакура, в результате чего в плену оказались нисибинские клирики (восемь диаконов). Ходатаем за них выступил Иаков. По мнению исследователей, эта история отражает миссионерские устремления нисибинцев, чей город, как справедливо заметил П. Дево, был центром сирийской миссии в Армении, Иаков вполне мог посещать Армению в качестве проповедника. В армянской традиции Иаков носит прозвание Мудрый, что, как считается, явилось следствием приписывания ему сборника из 23 тахвит (рассуждений) сирийского писателя Иакова Афраата. Исследователи полагают, что причиной такой атрибуции стали сведения о персидском происхождении Иакова. Он почитается как мученик, хотя предпосылок для этого в источниках нет, его мощи были перенесены в Арзанену (Ахзник). Армянское досье Иакова состоит из двух редакций Мученичества Иакова: первая опубликована мхитаристом Й. Авгеряном, вторая находится в трёх рукописях Чарентира и переведена на латинский П. Петерсом в приложении к его статье. Критическое издание было подготовлено в Германии в 1991 г. Н. Карадениз, но не было опубликовано. С текстологической точки зрения, по мнению исследователей, армянская традиция представляет собой несистематическую компиляцию из «Бузандарана», «Истории боголюбцев» Феодорита Кирского и Жития Мар Авгена. В ряде армянских рукописей Иакову приписываются сочинения (тахвиты) «персидского мудреца» Иакова Афраата и «Письмо Григорию Просветителю» (например, Зенон Глак считает Иакова братом святителя Григория). На грузинском языке в «Шатбердский сборник» (Х в.), написанный Иоанном Бером, вошло Житие Иакова, которое в целом совпадает с армянской версией. Память Иакова в сирийской традиции отмечается 13 января и 17 апреля, в армянской – 15 декабря, в Мартирологе Иеронима Стридонского – 14 июля. Иоков назван исповедником при императоре Максимине в сочинении «De viris illustribus». Святителя изображают пожилым, с короткой бородой, облачённым в фелонь и омофор, с Евангелием на покровенной левой руке и с благословляющей правой: на рельефе восточного входа в церковь Святого Креста на острове Ахтамар (915–921 гг.); в ряду фронтальных фигур святителей в нижнем ярусе апсиды на фресках церкви Богородицы монастыря Ахтала, Армения (1205–1216 гг.). Схожим образом Иаков представлен в иллюстрациях к армянской рукописи церковных гимнов (Галерея Фрир, Вашингтон). Изображение Иакова редко встречается в поздних произведениях, один из примеров – русская минейная икона на январь (XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен).



 
PR-CY.ru