ИАКОВ

ИАКОВ (ум. в 338 г.) – епископ Нисибинский (Низибийский), святитель, исповедник (память 13 января). Его имя фигурирует во всех известных списках отцов первого Вселенского собора в Никее (325 г.), что определяет нижнюю границу датировки его рукоположения во епископа. Фрагменты Житий Иакова сохранились на сирийском, армянском и грузинском языках, и большинство из них опубликовано. В сирийской «Истории Нисибинских митрополитов» (сохранилась в цитатах у хронографа Илии бар Шинайя) под 308–309 гг. сообщается, что «в этот год скончался Бабовай, епископ Нисибина, и поставлен Мар Иаков, который обитал в горах с Мар Авгеном»; здесь заметно пересечение досье Иакова с досье Мар Авгена, имеющим легендарный характер, под 312–313 гг. отмечено, что Иаков начал строить в городе большой кафедральный собор. К наиболее аутентичным ранним сирийским источникам исследователи относят «Нисибинские мадраши» («Carmina Nisibina») Ефрема Сирина. В этом сочинении упомянуто, что Нисибин (ныне Нусайбин, Турция) называли «дщерью Иаковлевой», после того как Иаков организовал его оборону во время первой осады персидскими войсками Шапура. Иаков был похоронен внутри городских стен, и его могилу почитали как святыню. Подлинные сочинения Иакова на сирийском языке исследователям неизвестны. Житие Иакова отражено, прежде всего, в первой главе «Истории боголюбцев» Феодорита Кирского. Об исторической ценности этого текста нет единого мнения. Болландист П. Петерс считал, что сведения общего характера, заимствованные Феодоритом из легендарного Жития Ефрема Сирина, не имеют большой исторической ценности. Впоследствии точка зрения П. Петерса была подвергнута критике, и было высказано предположение, что именно Житие Ефрема Сирина создавалось на основе материалов первой главы «Истории боголюбцев». Однако исследователи считают наиболее вероятным, что Феодорит для своего текста использовал сведения, изложенные в «Нисибинских мадрашах». В частности, Феодорит и Ефрем Сирин сообщают, что Иаков участвовал во Вселенском соборе и боролся с арианами, описывают кончину византийского императора Константина I Великого, подробности осады города, приводят тексты молитв Иакова о спасении города. Исследователи не сомневаются, что сведения Феодорита подверглись некоторому обобщению, однако объём биографических данных остаётся достаточно большим. Интерес для исследователей представляет связь досье Иакова с досье Мар Авгена и Мар Милета. По мнению исследователей, монофизитский агиограф, автор Жития Мар Авгена, использовал житийную традицию Иакова. Согласно Житию Мар Авгена, Иаков посылает его к горе Арарат на поиски Ноева ковчега.

 



 
PR-CY.ru