ИОАНН АПАМЕЙСКИЙ - Страница 3

Диалоги, опубликованные В. Штротманом, посвящены домостроительству Божию в отношении народа Израиля в Ветхом Завете, ангелов и воскресшего человека в будущем; объяснению, почему Бог раздаёт Свои дары постепенно; теме соотношения души и тела в восприятии видимых и невидимых вещей и способа познания в новом мире. Из трёх трактатов, опубликованных В. Штротманом, первый показывает совершенство и всеобъемлемость в пространстве и во времени Личности, действия и учения Христа. Второй посвящён абсолютной обусловленности Воплощения Христа, смыслу Его борьбы с дьяволом в пустыне, смыслу Таины Креста. Третий рисует грандиозную картину вселенского значения Христа, Который стоит в начале, в середине и в конце движения человека к совершенствованию до его завершения в будущем Божьем мире. Дискуссии в научной литературе вызывают ономастика и греческие заимствования в языке Иоанна Апамейского. Некоторые исследователи на этом основании писали о переводном характере произведений корпуса. Дар Божий человеку – новая жизнь. В земной жизни для человека невозможно получить знание о новой жизни, даже таинства и Священное Писание полностью не сообщают этого знания. Смирение и затворничество могут «открыть зрение на новую жизнь», но только в будущей жизни человек полностью узнает истину. В обширном втором письме Евтропию и Евсевию, озаглавленном «О тайне истинной общности в новой жизни», Иоанн Апамейский развивает учение о Христе как о родоначальнике новой жизни, в Котором соединились божество и человечество. У Игнатия Богоносца Иоанн Апамейский заимствовал образ, посредством которого Игнатий соотносит нынешнее несовершенство людей с совершенством мученика: «Здесь человек является голосом, а там он становится Словом Божьим». С помощью этого образа Иоанн Апамейский объясняет основной тезис своей христологии: вечный Сын Божий есть Слово, а человеческое тело, которое Он воспринял, – голос. Слово и голос соединяются, чтобы слово стало слышимым. Иоанн Апамейский говорит об Иоанне Предтече, который в совершении Христова домостроительства спасения есть голос, готовящий путь Слову. Когда Иоанну Крестителю нужно было предвозвестить Бога Логоса, он назвал себя голосом: «Я глас, вопиющий в пустыне: приготовьте путь Господу» (ср.: Ин. 1:23) – Богу Логосу, Которому в соответствии с предвозвещением Иоанна люди должны были приготовить путь в своих душах, чтобы в них могло войти Его учение. Согласно Иоанну Апамейскому, Христос воспринял истинную, а не призрачную человеческую природу вместе с её телесностью: «Как человек Он ходил, был видим и осязаем, поскольку Он носил человеческий облик и – целиком в соответствии с порядком человеческой природы – ел, пил, спал, уставал от долгого пути». Христос воспринял человеческую природу добровольно, и так же добровольно он воспринял присущие ей тягости и природные свойства («страсти»).

 



 
PR-CY.ru