ИОАНН АПАМЕЙСКИЙ

ИОАНН АПАМЕЙСКИЙ, Иоанн Отшельник – сирийский писатель, автор корпуса сочинений, оказавших влияние на сирийское аскетическое учение (конец IV – начало V вв.). Под именем Иоанна Апамейского в сирийской традиции известны три лица, в том числе гностик-пантеист, о котором писал Феодор бар Кони (VIII в.) и которого, как полагают исследователи, критиковал также епископ Филоксен Маббугский (ум. в 523 г.), называя его Иоанн Египтянин, и некий Иоанн из Апамеи Месопотамской, осуждённый Собором Церкви Востока 786–787 гг. при несторианском католикосе-патриархе Тимофее I вместе с Иоанном Саба (Дальятским) и Иосифом Хаззая. Востоковед И. Осер полагал, что автором литературного корпуса не может быть ни еретик-гностик, поскольку он придерживается ортодоксальной позиции, ни Иоанн из Апамеи Месопотамской, живший в более позднее время. В. Штротман, главный эксперт по наследию Иоанна Апамейского, считал, что существовал только один Иоанн Апамейский, а названные выше «три лица» – это лишь упоминание одного и того же человека в связи с разными аспектами его деятельности. Мнение И. Осера получило практически всеобщее признание. Однако исторических сведений об Иоанне Апамейском нет, о нём исследователям известно только из корпуса сочинений. Андре де Аллё на основании реконструкции христологической позиции, представленной в корпусе, датирует его временем примерно между 430 и 450 гг. В. Штротман на основании изучения корпуса делает несколько выводов: Иоанн Апамейский жил до Филоксена в Апамее Сирийской, возможно, некоторое время провёл (получал образование?) в Александрии, вёл обширную переписку, хорошо владел греческим языком, имел основательные знания в области медицины, психологии, возможно, также знал астрономию. Жизнь проводил в затворе, общался с людьми посредством переписки. В. Штротман делит корпус сочинений Иоанна Апамейского на те, которые: 1) принадлежат Иоанну Апамейскому, с указанием автора; 2) принадлежат Иоанну Апамейскому, но автор не указан; 3) приписываются Иоанну Апамейскому, но не принадлежат ему. По тематике и жанрам это – экзегеза, письма, беседы, «двойные трактаты», «одинарные трактаты», сборники изречений, сборник вопросов. В классификации В. Штротмана каждому произведению присвоен цифровой код. К изданным подлинным трудам относятся: четыре беседы с Евсевием и Евтропием о душе и человеческих страстях, письма Феодулу, два письма Евтропию и Евсевию, Послание о покое (безмолвии), Слово о тайне крещения, письмо Фавмасию и ответ Фавмасия (о таинстве домостроительства спасения Христа), три трактата (ответ Иоанна Апамейского Фавмасию), шесть бесед с Фавмасием (о грядущей надежде; о грядущем преображении людей; о том, почему люди не были изначально сотворены в той жизни, которая грядёт; о причине пребывания людей во плоти), комментарии на Книгу Екклесиаста (аутентичность не подтверждена полностью), на заповеди блаженства, на Еф. 6:11, изречения в двадцати главах о духовном состоянии души (аутентичность под сомнением), Слово о Промысле Божьем «Почему в сей жизни добрые несчастны, а злые счастливы?», Слово о молитве, Послание Исихию, две доксологии.

 



 
PR-CY.ru