ИОАНН МИНЧХИ - Страница 2

Также Иоанну Минчхи принадлежат каноны Воскресению Христову и византийскому императору Феодосию I; песнопения утрени в Неделю о мытаре и фарисее, в Неделю о блудном сыне, в мясопустную субботу и на сырную седмицу; песнопения на каждое воскресенье и на каждый день Великого поста; два песнопения на Лазареву субботу и Вербное воскресенье; гимн на праздник Крещения Господня; гимны, посвящённые синайским и раифским подвижникам в Минее на 24 января. К некоторым гимнографическим канонам (праздникам Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня, Феодосию I, великомученику Георгию; с акростихом) в качестве десятой песни Иоанн Минчхи добавил композиционно и структурно созданное по образцу других песней канона и основанное на Пс. 148 песнопение «Хвалите». По мнению Л. Хачидзе, Иоанну Минчхи принадлежит также канон Евфимию Великому с акростихом, автором которого некоторые учёные (К. Кекелидзе, П. Ингороква) считали грузинского гимнографа X в. Ездру. Иоанн Минчхи разработал и ввёл в употребление размер стиха спадукни (также мортулни – добавленный, украшенный); М. Модрекили в сборнике обозначил написанные этим размером песнопения пометкой «Минчхисани». Гимнограф не только перекладывал грузинские песнопения на греческие распевы, но и создавал песнопения с собственными ритмическими размерами и мелодическими трактовками; он единственный среди грузинских гимнографов, кому принадлежит ряд самогласных (по мнению Л. Хачидзе, 23). Творчество Иоанна Минчхи было чрезвычайно популярно, и его мелодические образцы наряду с византийскими и древнегрузинскими распевами вошли в грузинскую традицию. Л. Хачидзе выявила 11 более поздних рукописей, содержащих ирмосы самогласнов Иоанна Минчхи, которые использовали принадлежащие различным древнегрузинским культурным центрам и школам гимнографы при составлении песнопений для Миней, Иадгари, Постной Триоди, Параклитиона. Оригинальность творчества Иоанна Минчхи заключается, с одной стороны, в своеобразной переработке известных мотивов и художественных образов, с другой – в передаче нового, образного мышления, настроения и художественности. По мнению исследователей, песнопения Иоанна Минчхи отличаются естественностью и простотой грузинского литературного языка. Р. Пипиа исследовала творчество Иоанна Минчхи и выявила основные мотивы его поэзии: о грехе и покаянии, о посте и молитвах. Проведя параллели с богословской литературой, она охарактеризовала особенности символического и метафорического мышления Иоанна Минчхи, особое внимание уделила таким образам гимнографа, как «скорбные небеса», «скорбное солнце», «цветок покаяния», «расцвет души» и др. Иоанн Минчхи, считает Р. Пипиа, «не разделяя наследственный и личностный грех, показывает художественный образ лирического героя, лишенного духовного света... Вся его поэзия заряжена сильнейшими субъективными переживаниями и эмоциями... Созданный им образ-символ солнца является совершенно оригинальным и новым осмыслением этой метафоры (Распятия)». Р. Пипиа отмечает, что один из тропарей Иоанна Минчхи, посвящённый Пресвятой Богородице, мог послужить источником вдохновения для грузинского гимнографа царя Дамиана-Димитрия, создавшего широко известный церковный гимн Пресвятой Богородице «Ты еси Лоза истинная».



 
PR-CY.ru