ИОАНН МИНЧХИ

ИОАНН МИНЧХИ – грузинский гимнограф и мелург (X в.), подвизался в грузинских общинах лавры Саввы Освященного и монастыря великомученицы Екатерины на Синае. В источниках 970 гг. упоминается как почивший. Гимны Иоанна Минчхи в 1902 г. академик Иван Александрович Джавахишвили обнаружил в грузинской коллекции монастыря великомученицы Екатерины. Иоанну Минчхи принадлежат шесть гимнографических канонов и ряд гимнов малой формы, они сохранились в полной годовой Минее, составленной Микаелом Модрекили в монастыре Шатберди (Институт рукописей Корнелия Кекелидзе, 978–988 гг.), и в синайских, иерусалимских и афонских сборниках песнопений (XI, XI–XII, XII вв., 1718 г. и др.). Особое значение для исследователей имеет переписанная Григорием Святогорцем рукопись XI в., где собраны почти все известные произведения гимнографа. Иоанн Минчхи – составитель наиболее ранней грузинской версии Постной Триоди (1052 г.). Он также сочинял мелодии к своим гимнам либо перекладывал их на уже известную музыку. Авторство Иоанна Минчхи подтверждают приписки к гимнам: «Минчхи», «Минчхисани» («по Минчхи», «согласно Минчхи»), «Минчхурни» («принадлежащий Минчхи»). Наследие гимнографа изучали И.А. Джавахишвили, Николай Яковлевич Марр, протоиерей Корнелий Кекелидзе, Павел Иесеевич Ингорква, Е. Метревели, С. Цаишвили, Л. Джгамаия, Л. Хевсуриани, Л. Квирикашвили, Р. Пипиа. Л. Хачидзе обнаружила 77 неизвестных гимнов Иоанна Минчхи в малой форме, определила его роль в формировании грузинской редакции Постной Триоди, провела глубокое кодикологическое и филологическое исследование текстов гимнов, дважды издала собрание сочинений Иоанна Минчхи (1987, 2000 гг.). По заключению Л. Хачидзе, при составлении Постной Триоди Иоанн Минчхи впервые в грузинской гимнографии выделил в отдельный литургический сборник великопостные и некоторые выбранные по месяцам песнопения; по её мнению, «это единственный случай последовательного, систематического «огрузинивания» сборника византийского типа». Стихиры Иоанна Минчхи помещены в рукописи; воскресные песнопения (Институт рукописей Корнелия Кекелидзе) созданы в подражание М. Модрекили в ямбической форме (12-строчный пятистопный ямб) и «по церковным канонам». М. Модрекили и Иоанну Минчхи принадлежит заслуга в возрождении второй песни «Вонми» гимнографического канона, основанной на библейской цитате «Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих» (Втор. 32:1–43), которая была редуцирована в первой половине X в. В завещании М. Модрекили, помещённом в Праздничной Минее, указано, что он собрал все песнопения «Вонми» различных канонов, и это стало значительным явлением в гимнографии, поскольку в таком объёме тексты второй песни канона сохранились только в грузинской традиции.

 



 
PR-CY.ru