ИЛЛИРИК - Страница 4

Апостол Павел в Послании к Римлянам сообщил, что им «благовествование Христово распространено много от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим. 15:19). Однако о проповеди апостола на территории исторического Иллирика сведений нет; в «Деяниях святых апостолов» упоминается о его проповеди в соседней Македонии. Из 2 Тим. 4:10 известно, что ученик апостола Павла апостол Тит отправился в Далмацию, видимо, по велению апостола. Епифаний Кипрский (конец IV в.) приписывал проповедь в Далмации евангелисту Луке. Сведения о христианстве в Иллирике в последующую эпоху опираются, в основном, на мученические акты разной степени достоверности, которые дают представление о существовании значительных христианских общин в Салоне и Сирмии к концу III в. Гаий, ставший в 283 г. Римским епископом, происходил из Далмации. Около середины III в. в Далмации с миссией находился епископ Венанций, который мученически скончался в Дельминии в 257 г. Ко времени гонения Диоклетиана (начало IV в.) относятся мученичества епископа Домния Салонского, которого местная традиция почитала как ученика апостолов, и мученика Феликса, пострадавшего также в Салоне. Агиографический материал указывает на существование большой общины в Сирмии. Здесь находилась одна из резиденций Галерия, и, как полагают исследователи, многие местные христиане пострадали в гонениях начала IV в. Известны имена многих мучеников сирмийских и их Жития, в том числе епископа Иринея, великомученицы Анастасии Узорешительницы. Во времена варварских вторжений V–VI вв. и разорения Сирмия мощи местных мучеников были перенесены в Рим, Константинополь (великомученицы Анастасии), Фессалонику, Аквилею, где сложились новые традиции их почитания, в которых они представлялись как местные мученики. Так, великомученица Анастасия почиталась как пострадавшая в Риме. По мученическим актам исследователи судят о существовании епископских кафедр в некоторых других городах: в 259 г. в городе Цибалы (ныне Винковцы, Хорватия) пострадал местный епископ Евсевий, в 303 г. – епископ Сисции (ныне Сисак, там же) Квирин. Существовала кафедра в городе Мурса (ныне Осиек, там же). Эпиграфические надписи указывают на присутствие христиан в Дакии. В то же время о христианстве в Дардании и Превалитании до эпохи Константина Великого сведений нет. С формированием иерархической структуры церковных кафедр вся префектура Иллирика вошла в сферу церковной юрисдикции Рима.

 



 
PR-CY.ru