ИЕРЕМИАС Иоахим - Страница 2

Так, Р. Бультман связывал появление «установительных слов» евхаристии с мистериальными религиями эллинистического мира и утверждал, что предание о появлении таинства – этиологическая культовая легенда, возникшая в эллинистической христианской общине. Иоахим Иеремиас, напротив, развивая метод «истории предания» (Traditionsgeschichte), в исследовании «Евхаристические слова Иисуса» («Abendmahlsworte Jesu». 1935 г.) приводил аргументы в защиту того, что предание «установительных слов» восходит непосредственно к Иисусу Христу. «Наблюдения показывают, что наши тексты восходят к долитургической традиции. Вначале была не литургия, а историческое повествование». Иоахиму Иеремиасу принадлежит наиболее полный и глубокий анализ притч Иисуса Христа. В ставшей классической книге «Притчи Иисуса» («Die Gleichnisse Jesu». 1947 г.) он исследует два «жизненных контекста» (Sitz im Leben) возникновения евангельских текстов. С одной стороны, притчи были собраны церковью и дошли до нас в эллинизированной форме, с другой – изменение формы притч в предании, по мнению Иоахима Иеремиаса, не затемнило их первоначального смысла; они дают возможность услышать и понять подлинную весть Иисуса Христа. В труде «Неизвестные слова Иисуса» («Unbekannte Jesusworte». 1948 г.) Иоахим Иеремиас рассматривает происхождение и достоверность важнейших аграф. Не отрицая того, что некоторые внеевангельские изречения могут действительно принадлежать Иисусу Христу, он сравнивает их с евангельскими логиями и приходит к выводу об уникальной ценности Четвероевангелия: аграфы являются лишь несущественным дополнением к каноническому тексту, не более того. В фундаментальном труде «Богословие Нового Завета. Часть 1: Провозвестие Иисуса» («Neutestamentliche Theologie». 1971. Tl. 1) Иоахим Иеремиас подвёл итог своим прежним исследованиям и попыткам учёных восстановить форму и смысл первоначальной проповеди Иисуса Христа. Признавая, что евангельская весть имеет эсхатологический характер, Иоахим Иеремиас тем не менее, утверждает, что в проповеди Христа «речь идёт не об апокалиптических спекуляциях, не об указании срока – это Он самым резким образом отвергает, – но о духовной оценке ситуации». Говоря о благовестии Иисуса Христа, Иоахим Иеремиас в противовес «либеральной критике» показывает в своих исследованиях, что представление Иисуса о Себе и о спасении мира вполне согласуется с церковной христологией и сотериологией.



 
PR-CY.ru