ИНГОРОКВА Павел Иессеевич - Страница 2

В начале 1930 гг. исключён из Союза писателей Грузии. Несмотря на это, принимал участие в подготовке доклада о грузинской литературе для Малакии Георгиевича Торошелидзе, который представлял Грузию на Первом Всесоюзном съезде советских писателей (август 1934 г.); в дальнейшем репрессиям не подвергался. П.И. Ингороква занимался исследованиями грузинской гимнографии. В 1913 г. опубликовал сборник «Древнегрузинская духовная поэзия», куда вошёл «Сацелицдо Иадгари» («Ежегодник Иадгари») Микаела Модрекили, содержащий сочинения гимнографов Микаела Модрекили, Иоанна Минчхи, Иоанна Мтбевари, Стефана Чкондидели (Сананоисдзе), Иоанна (Конкозисдзе), Езры, Карданаи. К 1920 г. П.И. Ингороква подготовил к изданию второй том, но не смог его напечатать. Обширная монография «Георгий Мерчуле» (1954 г., в двух частях) стала итогом более чем 20-летних его трудов в области грузинской гимнографии и истории. Первая часть посвящена биографии Георгия Мерчуле (X в.), автора Жития Григория Хандзтийского (Ханцтели), его гимнографическим сочинениям, культурно-политической обстановке эпохи, истории ГПЦ этого периода. П.И. Ингороква составил хронологию появления отдельных грузинских государственных образований вплоть до X в. (восточно-грузинское царство Картли, южно-грузинское Месхети (Земо-Картли), западно-грузинское Абхазское царство). Во второй части рассмотрены содержание песнопений и стихотворные формы древнегрузинской поэзии; впервые собрано литературное наследие преподобного Григория: «Похвала Кларджетской долине» (т.е. Кларджетской пустыни, где находились многие грузинские монастыри), «Похвала Савве и Сабацминде» (Савве Освященному и основанной им на Святой земле лавре (груз. – Сабацминда), где подвизалась также грузинская диаспора), «Похвала грузинам и грузинскому языку»; исследовано гимнографическое творчество Георгия Мерчуле. Основываясь на том, что в «Сацелицдо Иадгари» к церковным песнопениям есть приписки «Мерчулиулни» и «Мерчулиулни чужие», П.И. Ингороква предположил, что во втором случае речь идёт о песнопениях, написанных в поэтической форме, которую разработал Георгий Мерчуле. В монографии также приведены тексты других древнегрузинских церковных песнопений, рукописи которых П.И. Ингороква изучал в Сванети: ежегодники «Иадгари» (Иельский, Цвирмский), манускрипты из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (X в.), из монастыря Голгофы (Гроба Господня, 1049 г.), из Эрушети (начало ХI в.; хранятся в Сванети), из монастыря Опиза (1093 г.). Выделено несколько пластов песнопений. Точка зрения П.И. Ингороквы относительно наличия ритма в гимнографических текстах вызвала много споров: до него церковные песнопения воспринимались как прозаические сочинения.

 



 
PR-CY.ru