ГРОМОГЛАСОВ Илья Михайлович - Страница 12

В работах по истории раскола («О сущности и причинах русского раскола», «Русский раскол и Вселенское Православие» и др.) И.М. Громогласов полагал основной его причиной не социальные факторы, невежество народа и церковнослужителей или личную неприязнь к патриарху Никону (Минову), а отрицание сторонниками старины преобразовательного движения, возникшего под влиянием знакомства с Западом, но ориентированного на греческий Восток. Они считали, что «русская жизнь во всех её сторонах… есть нечто высшее», а греческая вера оказалась уже «испорчена». Укоренилось мнение, что одна Русская земля остаётся теперь верной хранительницей православной истины. И.М. Громогласов рассматривал раскол как «протест религиозно-национального самосознания известной части русского народа против попытки подчинить его стороннему авторитету, в то время когда – по мнению русских людей – религиозный быт их достаточно сложился и окреп для того, чтобы громко заявить свои права на самостоятельность». По мнению И.М. Громогласова, «в двояком потемнении вселенской православной идеи – в пространстве и времени – выразился с полной ясностью начинавшийся процесс национализации веры и Церкви на Руси. Верный критерий Вселенского сознания подменился сомнительным признаком старины». Раскол, по его словам, превознёс начало старины и национальности и от этих человеческих начал поставил в зависимость действия Божественной благодати. И.М. Громогласов останавливался также на вопросе каноничности Белокриницкой иерархии, подчёркивая множественные нарушения церковных правил старообрядцами: самовольное оставление одной и занятие других кафедр митрополитом Амвросием (Паппы-Георгополи), к тому же при поддержке светской (австрийской) власти, неканоничное миропомазание и приём в сущем сане. При этом он возражал против «фанатического предубеждения, отчуждённости и озлобленности, которые так неуместны и нежелательны в отношениях православных людей к своим заблуждающимся братьям». В области брачного права И.М. Громогласов подчёркивал, что церковь первоначально считала сакраментальным гражданский брак по взаимному согласию, хотя и признавала необходимым благословение его церковью, а церковный чин бракосочетания явился плодом довольно длинного процесса литургической деятельности. До IX в. в церкви существовала древнеримская форма заключения брака, позднее стала господствовать церковная. По мнению И.М. Громогласова, выраженному в кандидатском сочинении, «в собственном смысле совершителем Таинства брака, как и всех других Таинств, является Бог, а в несобственном смысле – тот, кто создаёт необходимые условия действия таинственной благодати (материю и форму Таинства), то есть сами брачующиеся».

 



 
PR-CY.ru