ГАНКА Вацлав

ГАНКА Вацлав (1791–1861 гг.) – чешский поэт, филолог-славист, общественный деятель; принадлежит к плеяде деятелей чешского национального возрождения. Родился в крестьянской семье. В 1809–1814 гг. учился в Пражском (Карловом) и Венском университетах (филология и право). С 1819 г. и до конца жизни работал библиотекарем и хранителем исторических коллекций Чешского музея. Ещё студентом Вацлав Ганка организовал в стенах Пражского университета занятия по изучению чешского языка, руководствуясь принципами Йосефа Добровского. После запрета этих занятий издал работу «Чешское правописание на основе грамматики Йозефа Добровского» (1817 г.), за ней последовали многочисленные составленные им грамматики и словари, где отстаивались принципы чешского правописания, затем утвердившиеся в чешском языке во многом благодаря подготовленной им реформе правописания, принятой в 1846 г. Вацлав Ганка издавал памятники чешской средневековой литературы («Сказания старых времён», 1817–1824 гг.), редактируя и исправляя оригинальные тексты. В идейном отношении испытал влияние Йозефа Юнгмана и его концепции национального развития чехов. В начале 1820 гг. стали популярными его стихи, близкие народному творчеству (многократно переиздавались в 1813–1851 гг.). Имя Вацлава Ганки в истории филологической науки связано с изготовлением и публикацией подделок, выдаваемых им за памятники чешской поэзии Х–ХIV вв., – за так называемые Краледворскую и Зеленогорскую рукописи, якобы найденные им в 1817–1818 гг. В настоящее время считается, что авторами рукописей были Вацлав Ганка и поэт Йосеф Линда. Вацлаву Ганке удалось найти в монастырских библиотеках чистые средневековые пергаменные листы и изготовить чернила по старым рецептам. Он написал текст старым готическим письмом, объявил о «находке» и организовал их публикации. В рукописях содержались поэтические повествования (всего 14 песен) о «золотом веке» древних чехов со времён язычества до ХIII в., об их мужественной борьбе с иноземными захватчиками, о богах и героях, о древнечешской демократии и становлении государственности. Центральное место занял миф о «суде Либуше», сочинённый на основе фрагмента из «Чешской хроники» Козьмы Пражского (XII в.), но стилизованный в духе романтизма. Фрагментарность рукописей должна была свидетельствовать о существовании в прошлом корпуса эпических текстов. Рукописи соответствовали общеевропейским текстам-мистификациям, выдаваемым за древние оригиналы, но для чешской культуры они имели особое значение. Вацлав Ганка считал, что они должны были восполнить историко-культурный пробел – отсутствие чешских эпических сказаний. Наличие подобных текстов давало возможность рассматривать чехов в числе наиболее культурных народов раннего Средневековья и обосновывать их стремление к независимости, проявившееся в первой половине ХIX в.

 



 
PR-CY.ru