ГУНЫ - Страница 2

Взаимоотношения трёх Гунов направляют эманацию начал мира из Первоматерии. Так, преобладание саттвы обусловливает «проявление» мирового интеллекта (буддхи). Различными «пропорциями» в комбинации трёх Гун Ишваракришна объясняет различие познавательных, перцептивных и моторных способностей индивида, их функций и объектов, множественность психоментальных диспозиций индивидов и качество их будущих воплощений: преобладание в сознании саттвы обеспечивает рождение среди богов и демонов, раджаса – среди людей, тамаса – среди животных и растений. Комментаторы «Санкхья-карики» иллюстрируют «пронизанность» Гунами всего существования примером женщины, которая вызывает у разных людей одно из трёх состояний – удовольствие, неприязнь или безразличие. Из санкхьи концепция Гунов не только была заимствована близкородственной системой йоги, но и перешла в космологии различных школ веданты. Учение о Гунах определило трактовку модели тримурти (три верховных божества как космологические функции Абсолюта): Вишну олицетворяет действие саттвы, Брахма – раджаса, Шива – тамаса. Прообраз этой идентификации присутствует уже в «Майтри-упанишаде». Повлияло оно также и на «онтологию нравственности» в индуизме. По «Бхагавадгите», аскетические подвиги совершаются бескорыстно, когда в сознании йогина преобладает саттва; совершаемые из тщеславия, они указывают на действие раджаса, совершаемые мучительно или со злым умыслом – на преобладание тамаса. Через Гунов в «Бхагавадгите» параметризуется и вся человеческая активность: любое действие, совершаемое ради долга и непричастное неприязни, – «саттвично», направляемое «самостью» и желанием – «раджасично», предпринимаемое в заблуждении, вредное или убыточное – «тамасично»; трём типам гунных действий соответствуют и три типа самих деятелей. Утверждение Ишваракришны, что преобладание в сознании индивида саттвы означает его направленность на совершение долга, а тамаса – на противоположное, свидетельствует о допущении предопределённости поступков человека исходя из преобладания в его сознании не зависящих от него, «объективных» факторов. Подобное представление соответствовало нравственному релятивизму и явному снижению ответственности человека за свои поступки. Эти особенности концепции Гунов позволяют с пониманием отнестись к тем параллелям с тремя классами людей в гностицизме («духовные», «душевные» и «плотские» – в зависимости от преобладания в их сознании «объективных» факторов), которые предлагались в религиоведческой компаративистике XIX в., начиная с Фердинанда Христиана Баура.



 
PR-CY.ru