ГУНЫ

ГУНЫ (cанскр. – нить, прядь, свойство) – одно из основополагающих понятий индийской философии, в частности, философии санкхьи, концентрирующее в себе своеобразие её онтологии и нашедшее отражение во многих мифологических, космологических и этических концепциях индуизма. Э. Сенар, а впоследствии и Дж. Ларсон видели истоки концепции трёх Гунов санкхьи уже в «Чхандогья-упанишаде», где различаются три образа: красный, белый и чёрный – огня, солнца, луны и молнии, но их аргументация основывалась на соответствии указанных трёх цветов символам трёх Гун в более поздних текстах. Неубедительной кажется исследователям и попытка выведения данной концепции санкхьи из ведийской литературы на том основании, что в ней употребляется само словосочетание «три Гуны». В древнейших версиях эпической санкхьи Гунами называются и способности восприятия (индрии), и их объекты. Гуны, которые здесь исследователи интерпретируют как «реалии» индивидуального существования (и которые больше всего напоминают буддийские дхармы), обусловливают три рода ментальных состояний: саттву – радость, «приятность», наслаждение, счастье, спокойствие ума; раджас – неудовлетворённость, расстройство, печаль, алчность, беспокойство; тамас – неразличение истины, ослепление, небрежность, сонливость, инертность. В другом списке начал индивида в Гуны включаются также три способности познания и сами состояния, притом указывается, что Гуны связаны с телом и «погибают» вместе с ним. В более поздней доклассической санкхье («Бхагавадгита» и т.д.) Гуны уже соотносятся с Первоматерией мира (Пракрити) и производными от неё космическими «сутями» (таттвами) и противопоставляются духовному началу (Атману, Пуруше). Его задача – освободиться от обусловливаемых Гунами состояний сознания, с которыми он себя ошибочно отождествляет. В базовом тексте санкхьи как философской системы – «Санкхья-карике» Ишваракришны (IV–V вв.) – Гуны саттва, раджас и тамас проявляются в трёх основных эмоциональных состояниях – радости, страдании и безразличии. На онтологическом срезе им соответствуют начала «освещения», «активности» и «препятствия». На уровне их внутренних бытийных взаимоотношений они непрерывно подавляют друг друга и в то же время опираются друг на друга, порождают друг друга и «спариваются» друг с другом. Если в предклассической санкхье Гуны считались свойствами Пракрити, то теперь их онтологический статус заметно повышается: они оказываются ноуменами, существующими в двух модусах – проявленных начал бытия (вьякта) и их непроявленного первоначала (авьякта), который и идентичен самой Пракрити. Гуны определяют все родовые характеристики проявленного и непроявленного – «отсутствие различения», объектность, всеобщность, бессознательность и «производительность», оппозицию которым составляют характеристики Пуруши.

 



 
PR-CY.ru