ГЕОРГИЙ Будилов - Страница 2

В 1716 г. прихожане Никольской церкви подали челобитную Варнаве (Волатковскому), архиепископу Холмогорскому и Важскому, с просьбой о переносе часовни и могилы Георгия на другое место в связи с угрозой размытия могилы. Архиепископ Варнава отдал распоряжение игумену Богословского монастыря Евфимию и протопопу шенкурского собора Иову часовню перенести и освятить, «а Георгия откапати, благоговейно осмотреть, потом панихиду начать и за прослутие святости его со псалмопением... перенесть, и покончив панихиду, в часовни перенесённой по прежнему земли предати, а молебствования церковнаго никакова ему не петь... А образ, который был на гробнице онаго Георгия, прислать к нам, преосвященному архиепископу на Холмогоры, нынешним зимним путём, буде возможно» (издатель Жития отмечает, что повеление о переносе иконы в Холмогоры, по-видимому, не было выполнено). К 1880 гг. часовня над могилой Георгия не существовала, место погребения святого было утеряно. О почитании Георгия свидетельствует Похвала Прокопию Устюжскому (XVI в.): «Северная же страна по Двине реце, зовомая река Вага... тамо блажат и славят Георгия, Христа ради юродиваго». В Месяцеслове и «Алфавите» старообрядческого монаха Ионы Керженского Георгий назван под 3 ноября и 22 апреля. Память Георгия была внесена и в другие старообрядческие святцы, например, Фёдора Петровича Бабушкина (первая четверть XIX в.). Под 22 апреля в данных рукописях значится Георгий юродивый, «иже на Ваге», а под 23 апреля он же поминается как Шенкурский. По благословению Архангельского епископа Александра (Закке, Заккиса; 1890–1893 гг.) Георгий поминался в шенкурских храмах на каждом отпусте. Канонизация Георгия подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. (по-видимому, тогда имя Георгия было включено в Собор). Первая икона Георгия была выполнена с обретённых мощей святого в начале 1510 гг. по указанию князя М.В. Хворостины («...восхоте видети мощи святаго, потщавшись раскопати землю... и повелев на его смотря написати образ святаго» или «плащаницу красками на кумаче») и положена на его каменную гробницу. Святой был изображён в полный рост, в натуральную величину, в одежде юродивого. В конце XIX в. «плащаница» находилась в церкви великомученика Георгия Великониколаевского прихода близ Шенкурска. Упоминание об иконе святого встречается в Житии под 1640 г., в описании девятого чуда исцеления Иоакима («И предста ему нощию чудотворец Георгий светел лицем, яко же и на иконе написан»). Описание внешнего облика Георгия, уподобляемого апостолу Петру или блаженному Иоанну Устюжскому, содержится под 22 апреля в нескольких иконописных подлинниках XVIII – первой трети XIX в.: «Подобием сед, образом и брадою и власы, аки Пётр апостол; риза вохряная с чернью, исподняя голубая, плечо голо, руки молебныя, ноги босы, колени голы»; «сед, брадою и всем подобен Петру апостолу, риза вохра, испод колени голы, ноги босы»; в других добавлено: «...Исподняя голубец, руки молебны, бос аки Иоанн Устюжский». В тексте подлинников XVIII в., принадлежавших Сергею Тихоновичу Большакову и Георгию Дмитриевичу Филимонову, Георгий назван «новым чудотворцем». Иконы святого практически не сохранились, изображение есть, например, в группе подвижников XV в. в росписи галереи русских святых в почаевской Успенской лавре, конца 1860 – 1870 гг. (поновлена в 1970 гг.).



 
PR-CY.ru