Словарь по христианству Г ГЕОРГИЙ Будилов

ГЕОРГИЙ Будилов

ГЕОРГИЙ Будилов (XV в.) – блаженный, Христа ради юродивый (память 23 апреля, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский. Сведения о святом содержатся в его Житии, созданном в середине XVII в., по словам автора, «по прехождении многих лет» после кончины блаженного. Георгий родился в крестьянской семье в деревне Ярополи (Великониколаевский приход) близ города Шенкурска. После смерти родителей посвятил себя служению Богу и «нача похабствовати» (принял на себя подвиг юродства). «Буйное и уродственное проходя житие», святой носил на себе «гнусную и раздранную ризу», бродил по лесу «в непроходимых местах, удалялся от человек..., томя плоть свою постом, и жаждою, и зноем, и студием от дождя и снега». Житие сообщает, что Георгий часто ходил на погост к храму святителя Николая и на холм, расположенный среди болот на расстоянии одного поприща (около 1,4 км) от церкви. Почувствовав приближение смерти, завещал похоронить себя на этом холме и предрёк, что вскоре вблизи будет поставлена церковь. Так и произошло – как полагают исследователи, в начале XVI в. из-за угрозы подтопления рекой Вагой храм святителя Николая был перенесён на место неподалёку от могилы святого (о времени переноса храма, по мнению исследователей, свидетельствует грамота Новгородского митрополита Макария 18 марта 1661 г., в которой упоминается Никольская церковь, освящённая в начале XVI в., вероятнее всего, после кончины блаженного: «В Шенкурской-де четверти в Шенкурском стану стоит-де храм... во имя Николая Чудотворца, а как-де тот храм воздвигнут и освящён, тому де больше полуторых сот лет»). В Житии нет указания на точное время жизни и кончины Георгия. Архимандрит Леонид (Кавелин) считал его современником Варлаама Важского (ум. в 1462 г.). В «Описании о российских святых» говорится, что Георгий преставился в 6900 (1392) г., по мнению исследователей, дата дефектна (недописана). В сочинении «Достопамятности города Шенкурска», использованном священником Михаилом Усердовым при подготовке к изданию Жития Георгия, указано, что блаженный преставился около 1450 г. Основное место в Житии занимает описание десяти посмертных чудес Георгия, совершившихся по молитвам к святому (автор Жития свидетельствует: «Многажды бо и меня, убогаго, от напастей и недугов освободил блаженный»). Первое чудо – о предсказании святым скорой смерти великокняжеского наместника в Важской земле князя Михаила Васильевича Хворостины (родоначальника Хворостининых; Житие сообщает дату смерти наместника – 22 марта 7022 (1514) г., правда, относит это событие ко времени правления великого князя Ивана III Васильевича). Девятое чудо датировано 7148 (1640) г. Создание Жития исследователи относят ко времени, близкому к этой дате, поскольку автор пишет, что узнал о восьмом чуде непосредственно от исцелённого. По сведениям священника Михаила Усердова, рукопись Жития Георгия содержала также службу ему, включавшую стихиры на «Господи, воззвах», а также канон блаженному с тропарём, кондаком и молитвой. Как полагают исследователи, в связи с переносом Никольского храма на новое место по повелению князя М.В. Хворостины совершилось обретение нетленных мощей Георгия (в начале XVI в., раньше 1514 г.), затем они были вновь погребены. По повелению великокняжеского наместника над могилой святого воздвигли часовню с каменной гробницей, на гробнице находился «образ чудотворцев, писан на плащанице».

 



 
PR-CY.ru