Словарь по христианству Г ГЕРАСИМ ПОПОВКА

ГЕРАСИМ ПОПОВКА

ГЕРАСИМ ПОПОВКА (до 1465 г. – не раньше 1502/1503 г.) – игумен московского в честь Богоявления мужского монастыря, книжник. Младшим братом Герасима Поповки был переводчик и дипломат Дмитрий Герасимов, родившийся около 1465 г.; судя по прозвищу Герасима Поповки, братья происходили из семьи священника. Со второй половины 1480 гг. Герасим Поповка, будучи уже монахом, жил в Великом Новгороде, в 1490 гг. являлся архидиаконом Новгородского архиепископа Геннадия (Гонзова). Гипотеза Александра Григорьевича Боброва о пребывании Герасима Поповки на Афоне до его поселения в Новгороде считается безосновательной (исследователь предположительно атрибутировал книжнику два рассказа «старца Герасима» из «святогорского цикла» в волоколамском сборнике Российской государственной библиотеки; однако автором этих рассказов является афонский монах). Герасим Поповка в конце 1480 – 1490 гг. возглавлял работы по переписке и рассылке из Новгорода в монастыри книг в ходе борьбы архиепископа Геннадия против ереси жидовствующих. В 1487 г. из Новгорода в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь Иосифу был послан Патерик скитский, в приписке к Патерику говорится о его написании «потружением грешнаго черньчишка Герасима Поповки». 26 января 1489 г. «Герасимец Паповка, грешныи черньчишко» послал в Волоколамский монастырь «Житие и деяния Сильвестра, папу Римскаго». В том же году Герасим Поповка послал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь рукопись с четырьмя «Словами против ариан» Афанасия Великого и с его же посланием о празднике Пасхи, переписанную Д. Герасимовым по повелению «диакона Герасима Поповки... с старые книги с болгарьские» (выходная запись сделана рукой Герасима Поповки). В послании к бывшему Ростовскому архиепископу Иоасафу (Оболенскому) Геннадий называл произведения «Житие и деятельность Сильвестра, папу Римскаго» и «Афанасия Александрийского» среди книг, которые есть у еретиков, и интересовался, есть ли они в заволжских монастырях. В 1491 г. со слов монаха-доминиканца Вениамина, трудившегося при дворе архиепископа Геннадия, Герасим Поповка записал «память» о взятии турецким султаном Константинополя в 1451 г. Он был, очевидно, причастен к созданию библиотеки Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря, четьи книги для которой переписывались в Новгороде в 1490 гг. по заказу Досифея, будущего игумена обители.

 



 
PR-CY.ru