ГУННЫ - Страница 3

В 456 г. их контрнаступление отражено остготами. В 465/466 г. нападение гуннов под предводительством Хормидака на Балканы было отбито, а попытка сыновей Аттилы, Динцика и Эрнака, в 466 г. наладить отношения с империей не была успешной. Походы гуннов 467–469 гг. закончились неудачами и смертью Динцика. В 460 гг. в Европе появляются группы кочевников из Азии, истребившие или включившие гуннов, акациров и другие степные народы в новые военно-политические объединения. Данные о религии гуннов крайне скудны. У них отсутствовал развитый религиозный культ, и господствовала присущая многим кочевникам веротерпимость. Это, а также жестокость, разграбление церквей и разрушение городов, убийство клириков и мирян послужили основой суждений о гуннах как о «лишённых разума животных..., не связанных уважением ни к какой религии или суеверию». К традиционным верованиям гуннов относятся гадания, предсказания, «знаковые» явления, которые они истолковывали как по своему разумению, так и при помощи прорицателей. Исследователи предполагают наличие у гуннов служителей культа, наподобие шаманов. Вера гуннов в загробную жизнь отразилась в погребальной практике, о чём свидетельствует наличие, по крайней мере, элементов культа предков, фетишизма. С ритуальными действиями («молениями») у гуннов, судя по некоторым описаниям, связано употребление хмельных напитков. Исследователи предполагают, что для ритуалов использовались известные по археологическим находкам котлы. Ряд явлений общественной жизни гуннов исследователи считают предпосылками формирования культа вождя. Некоторые известия рассматривают как свидетельства спорадических человеческих жертвоприношений. На захваченных гуннами землях продолжали существовать и не преследовались традиционные культы, причём их влияние, очевидно, распространялось и на часть гуннов. Исследователям известно о проповеди христианства у гуннов, крещении некоторых на римской службе, хотя подавляющее большинство гуннов, несомненно, оставались язычниками. По крайней мере, у правителей было распространено многожёнство. Память об эпохе, когда гунны были могущественной силой, властителями над многими народами, угрожали существованию Римской империи, надолго сохранилась в европейской традиции. В византийской историографии гуннами называли и ряд других кочевых народов, даже венгров. Образ безжалостных, диких гуннов, сокрушителей культуры, был распространён в средневековой христианской литературе, воспринят писателями и художниками Нового и Новейшего времени.



 
PR-CY.ru