ГРИГОРИЙ ХАНДЗТИЙСКИЙ - Страница 2

О деятельности Григория Хандзтийского и его учеников Габриел рассказал царю Ашоту I Великому. Преподобный был приглашён во дворец и принят с большими почестями. Царь подарил Григорию Хандзтийскому местность Шатберди, где тот в конце VIII в. основал обитель. Монастырь стал церковным скрипторием, часть рукописей, созданных здесь, сохранилась до настоящего времени. Щедрые пожертвования монастырю сделали царевичи Адарнасе, Баграт и Гуарам. В начале IX в. в Кларджети трудами учеников Григория Хандзтийского были основаны мужские монастыри Недзви (Феодором), Квирикецминда (Христофором), Убиси (Иларионом Иерусалимским), женский монастырь Мере (ученицей Февронией), восстановлены Мидзнадзори, Цкаростави, кафедральный собор Ишхани и др., тогда как центральные районы Грузии (Картли, Кахети) находились под властью арабов (Тбилисский эмират). Жизнь в монастырях была основана на строгих правилах, созданных Григорием Хандзтийским по образцу порядков лавры св. Саввы Освященного. В келье монаха находилась только убогая постель, жёсткое ложе и кувшин для воды, не зажигали ни огонь, ни свечи. Григорий Хандзтийский многое укоренил в кларджетских монастырях по примеру константинопольских. Георгий Мерчуле описывает процесс распределения братии между новооснованными монастырями по принципу dominium (доли старшего): из всей братии Григорий Хандзтийский отобрал 13 для Хандзты и Шатберди, а всех остальных распределил по жребию. В монастырях Хандзта и Шатберди обучали монахов, переписывали церковные книги, иллюминировали рукописи, украшали золотом и серебром переплёты книг. Там, например, были созданы Шатбердский сборник (около 973–976 гг.), содержащий грузинскую хронику «Обращение Картли», Шатбердское Четвероевангелие (897 г.), Джручское Четвероевангелие (936 г.). В Житии Григория Хандзтийского сообщается, что по его распоряжению из Палестины был привезён «устав» лавры св. Саввы Освященного (как полагают исследователи, речь идёт о палестинском монашеском Часослове), а также упоминается некий большой гимнографический сборник (возможно, древний Иадгари). Ему приписываются некоторые гимны из Иадгари Модрекили Микаела X в. Григорий Хандзтийский имел авторитет не только среди духовенства, но и среди представителей светского общества и царского двора. Когда на церковном Соборе в Джавахети (Южная Грузия) по политическим причинам хотели сместить с патриаршего престола ученика Григория Хандзтийского католикоса-патриарха Арсения I Великого, ссылаясь на неканоничность его избрания и юный возраст, речь, произнесённая Григорием Хандзтийским в защиту патриарха, стала решающей.

 



 
PR-CY.ru