Словарь по христианству Г ГАФУРИЙ Франкин

ГАФУРИЙ Франкин

ГАФУРИЙ Франкин (1451–1522 гг.) – итальянский музыкальный теоретик, композитор, священник. Получил образование в бенедиктинском монастыре Сан-Пьетро в Лоди-Веккьо, где обучался музыке у фламандца монаха-кармелита Иоанна Бонадия. В конце 1473 г. или в 1474 г. был рукоположён во священника. С 1474 г. больше двух лет изучал музыку в Мантуе. В 1474–1484 гг. занимал посты, связанные с музыкальной деятельностью, при духовных и светских сановниках и давал уроки музыки в городах Италии. В 1477 г. был приглашён дожем Просперо Адорно в Геную, за которым в ноябре 1478 г. последовал в ссылку в Неаполь. Там Франкин Гафурий сблизился с фламандским композитором Иоанном Тинкторисом, который оказал влияние на его музыкально-теоретические труды. В 1480–1483 гг. по приглашению епископа Карло Паллавичино работал учителем музыки в его замке в Монтичелли близ Кремоны. 19 мая 1483 г. занял пост капельмейстера церкви Санта-Мария Маджоре в Бергамо, но вскоре оставил его вследствие начавшихся военных действий. С 22 января 1484 г. до конца жизни был руководителем капеллы кафедрального собора cв. Амвросия в Милане. С 1497 г. Франкин Гафурий стал профессором музыки в Миланском университете. Когда французы захватили Милан в 1500 г., он остался на своём посту и стал именовать себя regius musicus (королевский музыкант). В 1506 г. Франкин Гафурий провёл три месяца в Варесе, организовал капеллу в Санта-Мария-дель-Монте. В последние десятилетия жизни (с 1493 г.) вёл публичную дискуссию с итальянским теоретиком Джованни Спатаро. Франкин Гафурий написал около 15 трактатов о музыке на латинском и итальянском языках, девять из них были изданы при его жизни. С ранней молодости он изучал, переписывал и комментировал труды Боэция, Гвидо Аретинского, Иоанна де Муриса, Маркетто Падуанского и др. Один из первых его трактатов, «Extractus parvus musicae» («Небольшое извлечение из (науки) музыки», около 1474 г.), содержит отрывки из трудов Маркетто, Уголино из Орвието, Иоанна де Муриса и др., в том числе из несохранившегося трактата Гийома Дюфаи. Самый значительный труд Франкина Гафурия «Practica musicae» («Практика музыки»), состоит из четырёх книг: первая посвящена церковным ладам, вторая – мензуральной системе, третья – контрапункту и четвёртая – пропорциям в мензуральной музыке, тщательная разработка которых считается его достижением. Значительное место в трактате отведено музыкальным примерам, бо́льшая часть которых была сочинена, как полагают исследователи, Франкином Гафурием.

 



 
PR-CY.ru