Словарь по христианству Г ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ

ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ

ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ – один из двух основных типов римского Сакраментария, составление которого традиция приписывает папе Римскому Григорию I Великому (590–604 гг.). Несмотря на название, многие современные исследователи отвергают такую атрибуцию, доказывая, что ядро Сакраментария Григория могло появиться лишь четверть века спустя после кончины святителя – время составления гипотетического прототипа Сакраментария Григория совпадает с понтификатом Гонория I (625–638 гг.). При этом отмечается, что 14–19% всех молитв, входящих в Сакраментарий Григория, имеют лексические параллели в произведениях Григория, а следовательно, могли быть составлены им самим. Впервые Сакраментарий Григория был опубликован в 1571 г. Яковом Памелием, затем в 1593 г. – Анджело Рокка, в 1642 г. – А. Менаром, в 1748 г. – Лудовико Антонио Муратори. Эти издатели использовали далеко не лучшие копии IX–X вв. В XX в. появились критические издания Х. Уилсона (1915 г.), Х. Лицмана (1921 г.), Л.К. Мольберга (1927 г.), К. Гамбера (1966–1967 гг.) и Ж. Дезюса (1971–1982 гг.). Однако рукописи, содержащие оригинальный текст Сакраментария Григория, т.е. книгу, использовавшуюся Римскими папами в VII в. для совершения служб в Латеранской базилике и в храмах Рима, не сохранились. В настоящее время доступны несколько редакций Сакраментария Григория, появившихся во второй половине VII – VIII вв., которые предназначались уже для иных целей. Среди них выделяют три, сохранившие текст Сакраментария Григория в наиболее чистом виде. Так называемый Сакраментарий Адриана (Sacramentarium Hadrianum, далее: ред. H) содержится в самой ранней по времени написания рукописи. Его текст уже в Средние века пользовался высоким авторитетом, поскольку, как тогда ошибочно полагали, содержал оригинал Сакраментария Григория. В действительности текст в ред. H был серьёзно дополнен в понтификаты Сергия I (687–701 гг.) и Григория II (715–731 гг.). Эта рукопись была отправлена в 784–791 гг. папой Адрианом I (772–795 гг.) Карлу Великому по его просьбе как лучший образец римского Сакраментария. Оригинал долгое время хранился в библиотеке королевского дворца в Ахене, но впоследствии был утерян. Наиболее точной копией является Сакраментарий Хильдоарда (или Cameracensis, 811–812 гг.). К ней близки две веронские рукописи (середина IX в., первая треть IX в.). Тридентская редакция (далее: ред. T) сохранилась в единственной рукописи из Кастелло-дель-Буонконсильо (около 825 г.), переписанной для епископа Арно Зальцбургского. Эта редакция Сакраментария Григория возникла до понтификата Сергия I, около 685 г. В отличие от всех других рукописей она содержит два приложения в виде отдельных книг (так называемые sequens opus.). В состав первой входят вотивные и общие мессы святым из Сакраментария Геласия VIII в., вотивные мессы Алкуина и Мартиролог; вторая книга к Сакраментарию Григория не относится. Эта рукопись отражает процесс его редактирования до появления ред. H. Друг епископа Арно, Алкуин, использовал ред. T для составления Сакраментария для аббатства св. Мартина в Туре, известного как Миссал Алкуина (около 800 г.).

 



 
PR-CY.ru