ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ - Страница 4

Характерными признаками римского происхождения Сакраментария Григория исследователи признают: отсутствие памятей святых в период от Семидесятницы до октавы Пасхи; воскресенье без особой памяти (Dominica vacat) после Пятидесятницы; продолжительность Адвента – четыре недели. Для праздников подвижного цикла указываются места стационального богослужения в Риме. Место совершения мессы в праздники неподвижного цикла выбирается по усмотрению папы (ad libitum Pontificis). Стандартный формуляр мессы Сакраментария Григория включает от трёх до шести молитв: обычно молитву без названия, super oblata (над Дарами), ad complendum (после причащения). Формуляры месс праздников Рождества Христова, Пасхи, Пятидесятницы и апостолов содержат особые префации (Vere dignum; в ред. P к ним добавлены ещё 19 префаций для других дней). Кроме того, формуляры месс Рождества Христова, Богоявления и Светлой седмицы включают такие части канона мессы, как Communicantes и Hanc igitur. 34 дня в период Великого поста содержат молитву super populum. На Светлой седмице (а также на памяти апостолов Иоанна, Петра, Павла и Андрея и на Рождество Иоанна Предтечи) выписаны молитвы вечерни. Дополненная ред. H появилась в 810–815 гг. в Септимании. Раньше автором этого дополнения считался Алкуин, но Дезюс доказал, что дополнения и исправления в ред. H были внесены Бенедиктом Аньянским (ум. в 821 г.). Молитвам и чинам дополнения предшествует небольшой вступительный текст, называемый по первому слову Hucusque, в котором объясняются причины их включения в текст Сакраментария Григория. Дополнение делится на две части. В первую входят чин пасхального бдения с благословением свечи (Exultet) и службой чтений; вигилия Пятидесятницы; крещальная литургия; 37 формуляров для воскресных месс в течение года; шесть формуляров месс будних дней; общая служба святым; чины поставления клириков и посвящения дев и вдов; освящение богослужебной утвари; вотивные мессы за короля, клириков, монахов; мессы на разные случаи; чины покаяния; заупокойные службы; экзорцизмы и благословения воды и даров природы; различные монашеские чины. Вторая часть включает 221 префацию (в том числе пять для периода Адвента, что указывает на галликанскую практику) и 52 епископских благословения перед причащением (также из галликанской традиции). Хотя в Hucusque в качестве дополнения были также заявлены молитвы на поставление низших чинов (свещеносец, чтец, экзорцист, аколуф и иподиакон), в результате они оказались рассеяны по всему тексту Сакраментария. В основном, дополнительный материал заимствован из Сакраментария Геласия VIII в. После 850 г. Hucusque перестали переписывать, а весь материал из приложения был распределён по основному тексту. К этому времени Сакраментарий Григория использовался практически повсеместно в пределах распространения римского обряда. В X в. обновлённый Сакраментарий Григория вернулся в Рим и стал основой для римского Миссала.



 
PR-CY.ru