ГУСТЫНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

В западном рукаве и у западных стен северного и южного рукавов помещены двухярусные хоры, сообщающиеся между собой внутристенными лестницами. Фасады собора разделены карнизами на два яруса, прорезаны арочными окнами. Центральные части фасадов в верхних ярусах декорированы композициями, состоящими из трёх окон (боковые окна в настоящее время заложены), обрамлённых колонками, сверху и снизу ограниченных раскрепованным карнизом. В 1695 г. на средства гетмана Ивана Степановича Мазепы была построена одноглавая кирпичная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с трапезной, келарней и пекарней. К XIX в. храм обветшал, трудами архимандрита Варсонофия был восстановлен и переосвящён в 1845 г. в честь Воскресения Господня. Подвал церкви был обращён в склеп, в котором похоронен малороссийский генерал-губернатор князь Николай Григорьевич Репнин-Волконский (ум. в1845 г.). Восстановление церкви велось на средства его вдовы княгини Варвары Алексеевны Репниной-Волконской (урождённой Разумовской); впоследствии Воскресенский храм стал родовой усыпальницей Репниных (в начала ХХ в. склеп был разграблен). Первоначально это был храм типа восьмерик на четверике, увенчанный грушевидной главой, с большой пятигранной апсидой и трапезной; с юга и, как полагают исследователи, с севера к постройке примыкали дополнительные помещения. После перестройки в середине XIX в. по крестообразному плану появились две боковые гранёные апсиды по сторонам центральной, над которой в настоящее время помещена малая главка. Рукава планового креста имеют двухскатные покрытия с фронтонами; углы объёмов оформлены пилястрами, поддерживающими раскрепованный карниз. Полуциркульные окна и ниши имеют простые прямоугольные наличники; окна барабана объединены упрощённой аркатурой с лучковыми сандриками сверху. При перестройке храма в XIX в. оказались утрачены некоторые церковные древности, фрески скрыты под новыми записями, уничтожен старинный иконостас и портрет князя М. Вишневецкого, древние иконы заменены новыми, написанными в Санкт-Петербурге. В конце XVII в. на средства полковника Д.Л. Горленко вокруг Густынского монастыря была возведена кирпичная ограда с черепичным покрытием и двумя надвратными церквами (в 1754 г. ограда отремонтирована, в середине XIX в. построены новые стены с трёхлопастными арками с дворовой стороны). В 1693–1708 гг. с западной стороны были построены ворота с одноярусной надвратной церковью во имя Николая Чудотворца с куполом грушевидной формы на гранёном барабане. В XIX в. церковь была перестроена по проекту архитектора Николая Ефимовича Ефимова и получила надстройку-колокольню с пирамидальным завершением в русско-византийском стиле (к концу ХХ в. сохранилась частично, реконструирована). К первоначальной постройке, по мнению исследователей, относится нижний ярус сооружения: квадратный в плане, декорированный пилястрами, окнами и нишами разных форм и размеров, расположенных в четыре ряда как на плоскостях стен, так и на пилястрах. Окна и ниши обрамлены рельефными наличниками, в том числе в форме квадрифолия (вокруг центральных, ныне заложенных ниш верхнего ряда). С восточной стороны находилась надвратная пятикупольная кирпичная церковь во имя апостолов Петра и Павла (1693–1708 гг.; перестроена в середине XIX в.; в 1900 г. был устроен придел во имя Димитрия Ростовского): крестообразная, четырёхлепестковая в плане, в западных углах между лепестками помещены цилиндрические пристройки, на подклете.

 



 
PR-CY.ru