ГУСТЫНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ГУСТЫНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии), в селе Густынь Прилукского района Черниговской области (Украина). Основным источником по истории Густынского монастыря является Густынский монастырский летописец последней трети XVII в. Густынский монастырь основан как мужской в 1600 г. удалившимися из Межигорского в честь Преображения Господня монастыря схииеромонахом Иоасафом и его учениками иеромонахом Евфимием и монахом Геннадием. Избрав место на острове Густынь у города Прилуки, братия решила основать общежительный монастырь. Вскоре помощником престарелого схииеромонахм Иоасафа стал приглашённый из Киева игумен Исаия (Копинский), который обратился к владевшему Густынью князю Михаилу Корыбуту Вишневецкому с просьбой разрешить устроение общежительного монастыря. В 1615 г. князь выдал братии жалованную грамоту на остров Густынь и другие владения, в том числе пахотные земли, леса. После смерти князя М. Вишневецкого (1615 г.) его супруга княгиня Раина (Ирина) Могилянская подтвердила права монастыря на владения. В октябре 1616 г. схииеромонах Иоасаф скончался, Густынский монастырь возглавил игумен Исаия (Копинский), но фактически монастырём управляли его наместники Варлаам и Никифор. Игумен Исаия основал при Густынском монастыре Ладинский (1616 г.) и Мгарский Лубенский (1619 г.) скиты. В начале XVII в., после заключения унии, православные в Киевской митрополии остались без церковной иерархии. В 1620 г., возвращаясь из Москвы, Иерусалимский патриарх Феофан IV посетил Густынский монастырь, а в Киеве поставил православных архиереев; игумен Исаия был хиротонисан во епископа Перемышльского. Впоследствии в Густынском монастыре митрополит Исаия написал сочинение «Алфавит Духовный». Другой знаменитый насельник Густынского монастыря, монах Димитрий (Туптало; впоследствии святитель Ростовский), в 1675 г. был рукоположён во иерея и назначен проповедником; в монастыре подвизался и иеромонах Михаил (Лосицкий), впоследствии переписавший Густынскую летопись. После кончины княгини Раины все земли Вишневецких перешли в наследство её сыну Иеремии, который принял католицизм и в отличие от своих родителей стал гонителем православия. Братия Густынского монастыря поддержала народные восстания против шляхты, за что подверглась преследованиям войск княхя И. Вишневецкого. Узнав о гонениях на монахов соседнего Мгарского в честь Преображения Господня монастыря, игумен Густынского монастыря Василий вместе с братией в июне 1638 г. бежал «в чужую землю Московскую», некоторые из насельников остались в Молченском и Дудине монастырях. Опустевший Густынский монастырь спасли от разорения насельники Мгарской обители. Посетивший Густынский монастырь в 1639 г. Киевский митрополит Пётр (Могила) назначил новым настоятелем игумена Илию (Торского; ум. в 1645 г.). К 1614 г. в Густынском монастыре была построена «малая» церковь во имя Святой Троицы, вскоре – ограда, кельи и тёплая церковь «Благовещение, или Рождество Пресвятой Богородицы при трапезе» и другие здания. В 1625 г. братия приступила к сооружению «великия церкве» во имя Святой Троицы и «создаша зело красну, со всяким зуграфским украшением, единого року; всякою бо лепотою утварь ей даша от основания даже и до верха». В 1636 г. постройки Густынского монастыря сгорели. Назначенный Петром игумен Иринарх восстановил обитель на новом месте, неподалёку от сожжённого монастыря.

 



 
PR-CY.ru