ГОНОРАТ - Страница 2

Согласно Житию, одной из причин, побудивших Гонората поселиться на Лерине, было желание жить рядом с его другом Леонтием, епископом города Форум Юлия, который рукоположил Гонората во пресвитера. Леонтий был известен как большой почитатель и покровитель монашества, ему посвящена первая часть «Собеседований» Иоанна Кассиана Римлянина, написанная около 419 г. Вокруг Гонората собралась небольшая община учеников, которая благоустраивалась и разрасталась, и вскоре отшельники освоили соседний, самый крупный в архипелаге остров Леро (современный Сент-Маргерит), где подвизался Евхерий, будущий епископ Лугдуна (современный Лион). Возникновение монастыря на Лерине большинство исследователей относят к периоду с 400 по 410 гг. Решив привлечь к подвижнической жизни и Илария, Гонорат ненадолго покинул монастырь и вернулся на родину, где уговорил его отдать имение брату, переехать на Лерин и стать монахом. Иларий скупо описывает устройство монашеской жизни в Леринской обители в ранний период. Дополнительные сведения исследователи получают из косвенных источников, относящихся к более позднему времени, в том числе из описания устройства монастыря, основанного Иларием в Арелате, когда он стал в 429 г. епископом этого города, а также из «Похвалы пустыни» святителя Евхерия и из созданных на Лерине «Правил святых отцов». Из «Правил святых отцов» исследователи выделяют так называемое «Правило четырёх отцов», предположительно созданное на Лерине в период, когда настоятелем монастыря был Гонорат, и написанное в форме диалога о монашеской жизни с участием Серапиона, Пафнутия, Макария Египетского и Макария Александрийского. Монастырь условно делился на две части: общежительную (киновию), располагавшуюся на Лерине, и особножительную (келлии) на Леро, где подвизались отшельники. Все монахи (как киновиты, так и отшельники) подчинялись настоятелю. Иларий пишет, что Гонорат «сильнейших и некоторых, ещё находящихся в начале деятельного образа жизни, в постах и бдениях, не равных силами, объединил одинаковым уставом». Молитвы, совместные и частные, чтение Священного Писания, посты, всенощные бдения составляли монашеское делание леринцев. Другой его стороной было совершаемое в полном молчании рукоделие, которое «Правила четырёх отцов» упоминают как обязательный элемент монашеского подвига. Влияние на духовную жизнь Леринского монастыря, несомненно, оказал Иоанн Кассиан Римлянин, посвятивший вторую часть «Собеседований» Гонорату и Евхерию. Его «Киновитские установления», как полагают исследователи, стало основой устава леринских монахов: в обители могли совершаться дневные богослужения («хвалы»), о которых пишет Иоанн Кассиан, т.к. именно эти службы происходили в монастыре Илария. В 426 г., после смерти епископа Арелата Патрокла, и недолгого (меньше года) пребывания на кафедре епископа Елладия, в начале 427 г. епископом был избран Гонорат. По свидетельству Илария, его избранию предшествовали ожесточённые споры о преемнике кафедры, и его кандидатура была выдвинута как компромиссная.

 



 
PR-CY.ru