ГЕНЕСИЙ МИМ - Страница 2

По мнению Поля Аллара, если даже не признавать исторической достоверности «Мученичества св. Генесия», историческая реальность римского мученика Генесия Мима – «вне всякого сомнения». Исследователям наименее вероятным кажется, чтобы Генесий Арелатский, судебный писец, чей образ был хорошо известен на Западе, в том числе в Риме, мог превратиться в комедианта. Мартиролог Иеронима Стридонского чётко разделяет Генесия Арелатского и Генесия Мима, при этом память Генесия Мима указывается в разных рукописях то 24, то 25 августа. Дата 24 августа была, по всей видимости, изначальной, на 25-й день этого месяца она перешла позже по аналогии с Генесием Арелатским, празднуемым в этот день. Известны случаи, когда памяти других Генесиев приурочивались и переносились ко дню памяти Генесия Арелатского (Брикселлский епископ Генесий, Медиоланский мученик Генесий). По мнению исследователей, даже если предположить, что Генесий Мим из Мартиролога Иеронима блаженного является лишь одним из частых в этом памятнике повторений и смешений имён, когда один и тот же святой несколько раз повторяется в ближайшие дни, зачастую присоединяясь к дружине других мучеников, которые к нему не имеют никакого отношения, то нельзя не принять во внимание указания «Календаря Карфагенской Церкви» (начало VI в.), более древнего, чем окончательная редакция Мартиролога Иеронима (конец VI в.). В «Календаре» за несколько дней до сентябрьских календ (1 сентября, в единственной, содержащей этот «Календарь» рукописи из Клюни, точная дата не поддаётся прочтению) упоминается Генесий Мим. Таким образом, Карфагенская церковь праздновала память только Генесия Мима и ничего не знала о писце из Арелата. С VII в. в итинерариях (описания паломничеств) упоминается о захоронении Генесия Мима в Риме в церкви во имя св. Ипполита рядом с другими мучениками на Тибуртинской дороге. Тексты итинерариев указывают на наличие именно захоронения, а не, как полагают некоторые исследователи, на существование церкви, посвящённой этому мученику. Церковь упоминается в Liber Pontificalis, в связи с тем, что папа Григорий III (731–741 гг.) обновил её крышу, но о её посвящении нет никаких сведений. Очевидно, что захоронение в Риме не может принадлежать Генесию Арелатскому, который был погребён на Елисейских полях – в некрополе к востоку от Арелата. О почитании в Риме мученика Генесия в более раннюю эпоху, до VI в., свидетельствуют памятники археологии. Надпись на одном из саркофагов конца IV в. из церкви Сан-Мартино-аи-Монти содержит имя Генесий наряду с именами апостолов Петра и Павла. Надпись представляет собой нечто вроде молитвенного обращения, прошения о заступничестве об умершем у Спасителя и святых. На дне стеклянного бокала из римских катакомб есть изображение св. Генесия рядом с апостолом Лукой. Впрочем, вопрос о том, имеем ли мы в данных случаях дело с Генесием Мимом или с Генесием Арелатским, остаётся для исследователей открытым. Изображение на дне бокала представляет собой идеализированный образ святого, без всяких атрибутов, указывающих на профессию писца или мима. В Средние века «Мученичество св. Генесия» легло в основу поэмы неизвестного прованского трубадура. С XVI в. Генесий Мим стал считаться в Западной Европе покровителем актёров. В Ирландии существует театральная премия св. Генесия, ежегодно вручаемая лучшему актёру Ирландской католической гильдии театра, – статуэтка, изображающая святого. В средневековом искусстве Генесий Мим, как правило, представлен как менестрель с каким-нибудь музыкальным инструментом в руках.



 
PR-CY.ru