ГЕНЕСИЙ МИМ

ГЕНЕСИЙ МИМ (конец III – начало IV вв.) – мученик Римский (память в Западной церкви 24/25 августа). Мученичество Генесия Мима сохранилось в одиннадцати версиях, созданных в период с VI в. до конца IX в. Такие агиологи и историки церкви, как Тьерри Рюинар, Л.С. де Тиймон, болландисты, отдавали предпочтение более кратким версиям, считая, что они содержат меньше исторических неточностей и анахронизмов. По мнению современных исследователей, пространные версии являются более древними и лежат в основе кратких, сделанных в IX в. Несмотря на разнообразие текстов, все версии одинаково передают основные события жизни Генесия Мима, отличаясь лишь деталями. Согласно «Мученичеству св. Генесия», Генесий Мим играл роли в небольших комедийных представлениях пародийного характера. Однажды он представлял пародию на таинство крещения перед императором Диоклетианом. Во время представления два других мима, изображавших пресвитера и экзорциста, вопросили Генесия Мима о вере и окрестили его, после чего он облёкся в белые одежды и был подведён к императору. Но в этот момент Генесий Мим исповедал, что он воистину уверовал во Христа. Когда по сюжету комедии его крестили, он увидел Десницу Божью и ангелов, которые по книге перечисляли его грехи, смывая их водой из купели. Диоклетиан, убедившись в истинности веры Генесия Мима, велел префекту Плавциану пытать его, пока тот не откажется от веры во Христа. Генесий Мим не отрёкся от Христа и был обезглавлен. Некоторые версии «Мученичества св. Генесия», особенно пространные, указывают, что он был замучен в четвёртое консульство Диоклетиана, т.е. в 290 г. Однако в этом году Диоклетиана не было в Риме, поэтому в качестве других возможных дат Л.С. де Тиймон предполагал 285 г., когда Диоклетиан устраивал в Риме игры после восшествия на престол, или 303 г., когда в Риме проходили торжества по поводу 20-летия его правления. Ряд новейших критиков (Б. фон дер Лаге, К. ван дер Ворст, Ипполит Делеэ) склонны отрицать историческую ценность «Мученичества св. Генесия», а также и его существование. В Риме, по их мнению, уже в V в. почитался св. Генесий Арелатский, в западных провинциях Римской империи его почитание тоже распространилось довольно рано, и впоследствии он стал восприниматься как местный мученик. В V в. в Риме был известен рассказ о чудесном обращении мима из Илиополя (в Финикии) – св. Геласия, который, как и Генесий Мим в «Мученичестве», чудесным образом обратился, представляя языческой публике пародию на крещение, и был растерзан толпой. Из-за схожести имён Геласий и Генесий римляне со временем перенесли на Генесия, который в VI в. уже воспринимался как местный мученик, историю обращения Геласия. Поэтому образ Генесия из Рима сложился из двух влияний – галльского (Генесий Арелатский), породившего культ римского мученика, и восточного (Геласий Илиопольский), ставшего основой его истории мученичества. Агиографический топос мима, чудесно обратившегося в христианство, пародируя крещение, обнаруживается как в латинской (Генесий), так и в византийской агиографии (Геласий, Порфирий Мим). С другой стороны, первое упоминание о Геласии Илиопольском (в Хронике Иоанна Малалы) почти совпадает по времени с самой древней версией «Мученичества св. Генесия».

 



 
PR-CY.ru