ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 9

Указом Сигизмунда I от 2 апреля 1511 г. православные должны были направлять ставленников для рукоположения к Холмскому православному архиерею. 1 августа 1535 г. наместником митрополита в бывшей Галицкой епархии стал Макарий (Тучапский), в октябре 1539 г. с согласия королевской власти назначенный епископом «митрополии Галицкой», Львовским и Каменец-Подольским, хиротония состоялась 22 февраля следующего года в Киеве. В 1686 г., после присоединения Западнорусской митрополии к Московскому патриархату, Львовский епископ Иосиф (Шумлянский) от имени православных епископов Луцкого, Перемышльского и Белгородского обратился к Московскому патриарху Иоакиму с просьбой об учреждении в подчинении Московского патриарха Галицкой митрополии на территории Речи Посполитой. Это было невозможно осуществить из-за активного противодействия польских властей контактам православных Польско-Литовского государства с иерархами поместных православных церквей и агрессивного насаждения унии и католичества. В 1691 г. открыто присоединился к унии Перемышльский епископ Иннокентий (Винницкий), тайно перешедший в унию в 1681 г., в 1700 г. объявил о присоединении к унии Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), являвшийся тайным униатом с 1677 г., в 1701 г. принял унию Луцкий епископ Дионисий (Жабокрицкий). Сохранилось немного памятников церковной письменности, связанных непосредственно с Галицкой епархией. Одним из них является Галицкое Евангелие (1144 г. и конец XIII – XIV вв.) – наиболее ранний из сохранившихся древнерусских списков Евангелия тетр (в конце XVI в. хранившийся в галицком Успенском соборе). Исследователи полагают также, что галицким по происхождению является Евангелие апракос, написанное при князьях Льве и Юрии в 1268, 1279, 1290 или 1301 г. Число древнерусских рукописей XII–XIII вв. с галицко-волынскими орфографическими особенностями достаточно велико. Таковы, к примеру, Евангелие апракос конца XII (?) – начала XIII в. с миниатюрами, представляющими высокий образец комниновского стиля (XI–XIII вв.), «Выголексинский сборник» конца XII в., Ганкенштейна кодекс (Венский Октоих) начала XIII в. с дополнениями конца XIII – начала XIV в., Путненское Евангелие апракос конец XIII – начало XIV в. (Румыния, монастырь Путна), Беседы папы Григория Двоеслова на Евангелие XIII в., Скалигеров Патерик второй половины XIII в. (Лейден, Библиотека университета) и ряд др. Однако все они лишены сведений о месте создания (и даже продолжительного бытования) и в равной мере могут быть связаны происхождением с Перемышльской, Холмской и даже с Владимиро-Волынской и Луцкой епархиями. О книгописании в Галицкой епархии в XIV–XV вв. сохранилось немного сведений. 21 мая 1321 г. в Коломые писец Феодор (возможно, болгарин) закончил переписывать Евангелие, в выходной записи которого (сохранилась в копии третьей четверти XV в.) находится последнее прижизненное упоминание князей Андрея и Льва Юрьевичей. В 1421–1422 г. в Онуфриевском монастыре на Сергиевой горе (современный Рожнятовский район Ивано-Франковской области Украины) «замышлением пресвитера Илии» было написано пергаменное Евангелие апракос краткий. В 1477 г. дьяк Триф(он) Волошин (возможно, одно лицо с соимённым молдавским книгописцем, последователем Гавриила Урика) написал во Львове Евангелие апракос для логофета Молдавии жупана Михаила и его братьев.



 
PR-CY.ru