Словарь по христианству Г ГАЛАТА

ГАЛАТА

ГАЛАТА – селение в долине Солея в горном массиве Троодос (Кипр). В Галате и её окрестностях расположены памятники архитектуры и живописи начала XVI в.: в центре селения – церковь во имя св. Созомена, на окраине – церковь Пресвятой Богородицы (Панагии тис Подиту) и церковь во имя архангела Михаила, в 2,5 км к северу – церковь во имя праведных Иоакима и Анны (XII в.). Кроме того, в Галате находятся церкви во имя св. Параскевы, святителя Николая и великомученика Георгия, поствизантийские небольшие однонефные строения с деревянными двускатными крышами, украшенные фресками, и современная большая крестово-купольная церковь во имя Пресвятой Богородицы «Одигитрии». Церковь Пресвятой Богородицы (Панагии тис Подиту) построена в 1502 г. Из посвятительной надписи известно, что она была освящена во имя Божьей Матери Елеусы и была монастырским собором. Название «тис Подиту» исследователи предположительно связывают с композицией «Моисей, снимающий сандалии перед Неопалимой Купиной», изображающей момент, когда из Купины раздался глас, повелевший ему разуться (Исх. 3:5). Церковь построена на средства Димитрия де Корон и его жены Елены. О ктиторе известно, что он находился на службе у кипрского короля Иакова II Лузиньяна (1464–1473 гг.). Наос обстроен галереей, высокая, остроконечная, черепичная крыша защищает здание от зимней непогоды. Монастырь продолжал действовать и в XVIII в.: в 1735 г. Василий Григорьевич Григорович-Барский (1701–1747 гг.) застал здесь двух монахов, живущих в большой бедности. Росписи, современные постройке церкви, сохранились в алтарной части храма, на восточном и западном фронтонах. Они принадлежат к итало-византийской школе живописи и являются примером стиля, основанного на синтезе византийских и ренессансных элементов, который распространился на Кипре после перехода острова под власть венецианцев в 1489 г. На внешней стороне западного фронтона представлен портрет Димитрия и Елены де Корон, подносящих Богородице модель храма. Справа от ктиторской композиции изображён монах и две фигуры в светской одежде – мужчина и женщина. Выше расположена большая композиция «Свыше пророцы Тя предвозвестиша»: Богоматерь с Младенцем на престоле в окружении десяти пророков со свитками, содержащими пророчества о Деве Марии и Боговоплощении. В верхнем углу фронтона изображён Ветхий денми, благословляющий обеими руками. Над западным, главным входом расположена композиция «Сошествие во ад», по обеим сторонам – фигуры Богоматери (слева) и Христа (справа). С внутренней стороны западный фронтон венчает многофигурная композиция «Распятие», отличающаяся необычной динамичностью. В конхе апсиды изображены Божья Матерь с Младенцем на престоле и два архангела; ниже – «Причащение апостолов». Справа и слева от них – фигуры архангела Гавриила и Богоматери из композиции «Благовещение», под ними – Давид и Соломон.

 



 
PR-CY.ru