ГАЛАТА - Страница 3

Схема росписей та же, что и в церкви архангела Михаила, но они выполнены более нарядно. В апсиде – Богоматерь Оранта (погрудное изображение, подписанное Всепресветлая) с архангелами и «Служба святых отцов», на восточном фронтоне – «Вознесение Господне» и «Сошествие Святого Духа». По обеим сторонам конхи – «Жертвоприношение Авраама» и «Гостеприимство Авраама». На северной стене апсиды – кипрский св. Афанасий Пентасхинитис, на правой – преподобный Онуфрий, в нише жертвенника – «Христос во гробе». Верхний ряд стен занимают двунадесятые праздники, страстной и протоевангельский циклы, в нижнем ряду помещены фигуры святых: на южной стене – апостол Иоанн Богослов, Николай Чудотворец, апостолы Пётр и Павел, Антоний Великий, архангел Михаил, мученик Мамант верхом на льве, равноапостольные Константин и Елена, апостол Лука, святые Иоанн Лампадист, Параскева, мученица Кириакия, великомученицы Варвара, Екатерина, на западной стене – преподобные Вихиан, Иона, Симеон Столпник, Симеон Дивногорец, Кириак Отшельник, святитель Ираклидий, на северной стене – «Чудо великомученика Георгия о змии». Над ним – пять сцен из Жития великомученика Георгия. Фреску сопровождает надпись, в которой поясняется, что эта сцена выполнена по заказу Георгия, сына Максима, и его семьи. Далее следуют изображения великомучеников Меркурия, Феодора Стратилата, мученика Нестора, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия, преподобных Андроника и Афанасия. На внешней стороне северной стены расположены композиции «Страшный Суд», «Семь Вселенских Соборов», «Торжество Православия». В нише над главным входом изображён преподобный Созомен, кипрский святой, во имя которого освящена церковь. Позднее церковь была обстроена галереей. Церковь св. Параскевы первоначально являлась кладбищенской. По архитектурному типу она сходна с церковью архангела Михаила, к северо-восточному углу добавлена пристройка. Фрески в апсиде подписаны Симеоном Авксентисом с датой – 1514 г. Однако качество живописи заставляет исследователей предполагать, что большая часть росписей выполнена его учениками. Сохранились фрески в алтарной части храма: Богоматерь Оранта с двумя архангелами в конхе, «Служба святых отцов» – в нижней зоне апсиды, «Вознесение Господне» – на фронтоне, «Сошествие Святого Духа» – вокруг конхи. Фрески в конхе поновлялись в XVII в., к этому времени относится ктиторская надпись, упоминающая священника Иоанна, его жену и детей. Церковь праведных Иоакима и Анны, двухнефная, с двускатной крышей, как полагают исследователи, первоначально имела купол. От постройки XII в. сохранилась северная стена и, возможно, апсида. Здание перестраивалось в XIV в., колокольня сооружена в начале ХХ в. Сохранилась фреска начала XII в. с изображением сорока Севастийских мучеников (на северной стене) и фрагмент сцены «Рождество Богородицы» (на северной стене алтарной части храма). Они стилистически близки к росписям церкви Панагии Асину (1105/1106 г.). К XIV в. относятся композиции «Сретение» и «Причащение Марии Египетской преподобным Зосимой». Иконостас XVII в., в церкви хранится чтимая икона Божьей Матери Калионитиссы (XVI в.) со сценами из Жития праведных Иоакима и Анны (XIII в.), на оборотной стороне – «Распятие» (XIII в.).



 
PR-CY.ru