Словарь по христианству Г ГАВРИИЛ

ГАВРИИЛ

ГАВРИИЛ (не позднее конца 1390 гг. – после 1451 г.) – монах из Нямецкого монастыря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдавской каллиграфической школы. Основным источником сведений о его жизни и творчестве служат краткие выходные записи в переписанных им книгах: писец сообщает имя (иногда с указанием монашеского сана) и, как правило, дату. Из трёх источников (Помянника молдавского монастыря Бистрица, выходных записей Гавриила в Бодлианском Евангелии 1429 г. и в Евангелии 1436 г.) известны монашеское имя Паисий и прозвище его отца Урик. Национальная принадлежность Гавриила и его мирское имя неизвестны; исследователи не исключают, что он происходил из болгарских эмигрантов, осевших в Молдавском княжестве после турецкого завоевания их родной страны (на тесную связь с ними указывают его книгописная выучка и орфографические нормы). В начале XX в. Александр Иванович Яцимирский (1873–1925 гг.) выдвинул гипотезу, согласно которой Гавриил – схимническое имя митрополита Киевского и Литовского Григория Цамблака, якобы не умершего в 1419 г. в Киеве, а оставившего митрополичью кафедру и удалившегося в Молдавию, где он занялся активной книгописной деятельностью и распространением литературного наследия тырновской книжной школы. Эта версия не получила признания в историко-филологической науке, а с обнаружением рукописи, подписанной Гавриилом 1412–1413 гг., ещё до поставления Григория Цамблака на кафедру, её несостоятельность стала для исследователей очевидной. Книгописанием Гавриил занимался, как полагают исследователи, в Вознесенском Нямецком монастыре (современная Румыния, жудец Нямц), где он, возможно, и принял постриг. На связь Гавриила с монастырём указывает то обстоятельство, что большинство переписанных им рукописей либо до настоящего времени находятся в библиотеке этой обители (ныне в собрании Библиотеки Академии Наук Румынии в Бухаресте), либо хранились там до середины XIX в. (кроме того, в монастыре им написана единственная книга, имеющая указание на место создания, – Бодлианское Евангелие 1429 г.). На сегодняшний день известно около 20 рукописей, составленных и переписанных Гавриилом (сведения о них собраны в работах А.И. Яцимирского, Й.Р. Мирчи, Д.П. Богдана, А.Д. Паскаля и К. Ивановой-Константиновой), большинство из них подписные, с датой создания, некоторые вполне надёжно атрибутированы ему по почерку; новые атрибуции не исключены и в будущем. Старшая из известных в настоящее время рукописей Гавриила (16 «Слов» Григория Богослова) датируется 1412–1413 гг.; младшая (Торжественник триодный с дополнительными статьями). Гавриил владел несколькими типами почерков (литургический и обиходный полууставы, курсивное «александрийское» («попгерасимово») письмо) и работал в широком тематическом диапазоне. Он переписывал роскошные обиходные и литургические рукописи, его каллиграфическим шедевром является пергаменное Бодлианское Евангелие 1429 г. с параллельными церковнославянским и греческим текстами, в котором он по заказу молдавского господаря Александра Доброго и его жены Марины переписал славянскую часть. В качестве писчего материала Гавриил предпочитал бумагу, только три из его книг (Евангелие 1429 г., Евангелие 1436 г. и Псалтирь 1436 г.) выполнены на пергамене.

 



 
PR-CY.ru