ГЕРАСА - Страница 4

Начало строительства городского собора исследователи датируют по появлению епископа Герасы на Соборе в Селевкии (359 г.) и по свидетельству Епифания Кипрского (около 375 г.), где упоминается о фонтане в Герасе, у которого ежегодно совершалась мистерия превращения воды в вино. Как полагают исследователи, это происходило во дворике западнее собора (он размещался на месте снесенного языческого храма в честь младенца Диониса). Изначально квадратный и окружённый колоннами, дворик даже после перестройки этой части комплекса сохранил фонтан (воду к которому подводили по свинцовым трубам) и особое место для епископа в западной части. Трёхнефный одноапсидный базиликальный собор имел входы с севера и юга, его алтарь отделял мраморный темплон, с юго-запада стояла кафедра. Колонны, капители и почти весь камень были взяты из ранних построек. С севера двора лестница вела в проход, выводивший на улицу, а рядом с лестницей в VI в. помещалась мастерская по изготовлению мозаик. С юга имелась маленькая капелла и мемориальная церковь в память ктиторов (о чём сказано в мозаичной надписи). Два марша ступеней с запада вели в северный храм базиликального типа св. Феодора. Его дата (494–496 гг.) и посвящение названы в двух надписях – над главной западной дверью базилики и над внешним порталом храма; в этой надписи священник Эней оставил риторическое сочинение из десяти строк, прославлявшее очищение св. места, осквернённого в языческом прошлом «кровью и смрадом от убийства жертвенных животных». Пол церкви вымощен плитами цветного мрамора и известняка, составляющими орнаментальные композиции. На юго-западе расположен углублённый в пол баптистерий, а на юго-востоке – маленькая капелла с мозаичным полом. Атриум базилики состоит из колоннады, идущей по трём сторонам двора, и небольших помещений, украшенных мозаикой. Серия комнат на севере – жилые помещения для клира, а на юге – ещё одна маленькая капелла. После землетрясения колонны храма сохранились целиком – никаких попыток реконструкции или вторичного использования не предпринималось. Южную церковь базиликального типа, посвящённую св. Георгию, продолжали использовать до VIII в.; она единственная из трёх сохранила ступень синтрона; в ней найдены два реликвария и остатки от двух темплонов (возможно, это свидетельство переноса в храм оборудования из других, уже разрушенных церквей). Между северной и южной церквами находился храм св. Иоанна (464–465 гг.) с оригинальным планом: круг, вписанный в квадрат, с квадратным световым четвериком на четырёх больших колоннах. По мнению исследователей, это – упрощённый вариант собора в Босре (Сирия), который старше на несколько лет. Таким образом, в Герасе фиксируется очень ранний случай применения крестообразной купольной композиции, знаменовавший начало нового этапа в архитектуре Византии. Все три церкви имели общий атриум с рядом колонн по одной стороне, отделяя прилегавшую к храму полосу мозаики; снаружи каждой церкви помещались сосуды для св. воды. С северо-востока базилики св. Феодора шёл коридор с полом из красных и белых квадратов, за которым начинался комплекс бань (вход в них был с улицы, идущей вдоль двора храма Артемиды), построенных епископом Плакком в 454–455 гг.



 
PR-CY.ru