ГЕРАСА - Страница 3

Хорошо сохранилась часть главных улиц, расположенных с севера на юг (Кардо Максимус) и два поперечных, протянувшихся с востока на запад (Декуманус Максимус). В I в. н.э. был сооружён эллипсовидный форум, обрамлённый полукруглой колоннадой в ионическом стиле, и открытой к югу; на север от него уходила Кардо Максимус. За южной городской стеной был построен храм Зевса Олимпийского (22–43 гг. н.э.), театр с 33 рядами на 3 тыс. мест (после 50 г. н.э.), ипподром с местами на 15 тыс. зрителей (I–II вв.). Около 150 г. был сооружён огромный храм Артемиды на западной стороне главной улицы. Во II – начале III вв. Гераса достигла вершины процветания и насчитывала около 20 – 25 тыс. жителей. Кардо Максимус, названная в честь императора рода Виа Антониниана, стала колоннадной. Памятники первых веков христианства или места почитания, которые были бы связаны с описанным в Евангелии чудом исцеления, в Герасе неизвестны. В византийский период здесь было построено не менее 13 храмов, которые погибли в VIII–IX вв. и больше не восстанавливались. Благодаря высокой степени сохранности руин и их изученности Гераса стала одним из первых мест, где удалось проследить трансформацию античного полиса в христианский город. Уже в 350–375 гг. (или в 400 гг.) возвели огромный (длиной 45–50 м) собор. При этом строители собора использовали храм Артемиды как каменоломни (одна из церквей заняла часть пропилей бывшего языческого храма). Главными заказчиками церковного строительства были епископы. К VI в. формирование христианской Герасы было завершено; этим веком датируются: церковь, построенная Прокопием (526–527 гг.), а также храмы святых Петра и Павла, св. Иоанна Предтечи, св. Георгия, св. Дамиана и др. Лишь некоторые восходят к V в.: крестообразная в плане церковь пророков, апостолов и мучеников (дата приведена в мозаике пола: 461–465 гг.). Трансформации подвергались не только языческие храмы, но и синагоги. Одна из них, стоявшая на холме к западу от храма Артемиды, была превращена в церковь Синагоги (530 г.): ориентировка нового здания сменилась с западной (к Иерусалиму) на восточную, а поверх мозаик с изображением потопа и еврейскими надписями были настланы новые, с христианскими сюжетами. За три года до персидского нашествия (614 г.) в Герасе была построена последняя из открытых пока церквей – церковь епископа Генесия (611 г.). После нашествия персов Гераса оставалась христианским городом ещё около ста лет. Затем археология фиксирует начало уничтожения изображений живых существ на мозаиках и разрушение храмов. Землетрясение 746 г. прервало развитие Герасы, заставив жителей бросить имущество, покинуть город и больше не возвращаться. Сложно устроенный епископальный комплекс в Герасе важен для понимания развития ранней церковной архитектуры и взаимоотношений в ранневизантийском обществе. Он стоял к западу от Кардо Максимус и южнее храма Артемиды на ступенчато повышавшихся террасах и включал собор и другие базилики, дворы и фонтаны, жилища клириков и бани. Его постепенно расширяли и достраивали в V–VI вв., пока он не достиг протяжённости около 180 м.

 



 
PR-CY.ru