ГРАБМАНН Мартин - Страница 2

С точки зрения Мартина Грабманна, исторические исследования в области средневековой философии дают современному мыслителю «надёжное направление и чёткие ориентиры для построения собственной философской системы». Католический философ должен обладать глубокими историческими познаниями и реагировать на «вызовы времени», обращаясь к найденной в прошлом истине – «вечной философии» Аристотеля и Аквината. Имеющиеся в современной философии истинные положения являются лишь сохранившимися в той или иной степени «элементами схоластики», поэтому «восхождение к метафизике должно осуществляться через территорию Аристотеля и схоластов». Важнейшим аспектом исследований в области медиевистики для Мартина Грабманна стало выявление сущности и принципов так называемого схоластического метода – универсального философско-теологического метода. По его мнению, «схоластический метод имеет целью достичь возможного понимания содержания веры через приложение разума, то есть философии, к истинам Откровения, для того чтобы содержательно представить сверхъестественную истину мыслящему человеческому духу и сделать возможным систематическое, связное и органичное изложение спасительной истины, а также опровергнуть те возражения против Откровения, в основе которых лежит рациональная аргументация». В силу универсальности этот метод значим не только для Средних веков, но и для современности. Схоластика не есть некий исторический феномен, возникший и достигший расцвета в Средневековье и исчезнувший вместе с ним; она есть там и тогда, где и когда применяется схоластический метод исследования. В полном объёме этот метод (равно как и его результаты) обнаруживается в «Сумме теологии» Фомы Аквинского, поэтому она «была и остаётся даже в наше время наилучшим в методологическом и содержательном отношении систематическим изложением спекулятивной теологии, догматики и морали». Мартин Грабманн подчёркивает, что современное развитие теологии и библейских исследований будет более успешным благодаря новому усвоению «Суммы теологии». Оспаривая представление некоторых протестантских теологов конца XIX в. о «Сумме...» как об эклектичной смеси философских и теологических идей, базирующейся на «рациональных основаниях» и в большей степени являющейся аристотелианским трактатом, нежели изложением христианской теологии, Мартин Грабманн утверждает, что в «Сумме...» устанавливается гармония между верой и разумом благодаря чёткому разделению на сверхъестественное и естественное.

 



 
PR-CY.ru