ГРАБМАНН Мартин - Страница 3

Учение церкви и сверхъестественные таинства христианства органично сочетаются в ней с «энергией мысли» естественного разума, метафизикой Аристотеля, в полном соответствии с принципами схоластического метода. Он указывает, что томизм и «Сумма теологии» до сих пор применимы для выработки католической позиции и для полемики с критическими по отношению к религии философскими системами. Например, вопросы «Суммы...», касающиеся богопознания, являются ответом современному агностицизму; томистская теория познания содержит опровержение всех видов эпистемологического идеализма и субъективизма. В этическом, социальном и политэкономическом разделах томизма Мартин Грабманн выделяет доктрину «народного государства», способную стать альтернативой социализму, коммунизму и неограниченному капитализму. Кроме того, он особо отмечает, что в некоторых аспектах философия Фомы Аквинского согласуется с результатами современных научных исследований (например, в экспериментальной психологии Освальда Кюльпе (1862–1915 гг.) и Карла Бюлера (1879–1963 гг.), в логике и лингвистике), а потому томизм не является «ненаучной» и «устаревшей» философской доктриной. Но главным для современности и непреходящим значением «Суммы теологии», по мнению Мартина Грабманна, была и остаётся «величественная и единственно достойная цель: в свете веры и в свете разума познать деяния Бога столь глубоко и ясно, сколь это только возможно, обратить к Богу свою внутреннюю и внешнюю жизнь – так, чтобы после праведной жизни на этой земле обрести созерцание Бога, не затемнённое ничем, и обладание Им, которое невозможно утратить». Помимо исследований в области схоластики, аристотелизма и томизма большое значение имеют работы Мартина Грабманна по истории и филологии Средневековья. Благодаря осуществлённой им расшифровке манускриптов опубликовано значительное число ранее не изданных сочинений средневековых философов и теологов. Мартин Грабманн – автор исследований, посвящённых латинскому аверроизму, средневековым лингвистическим теориям (спекулятивная грамматика), латинским комментариям к Аристотелю, а также к отдельным средневековым мыслителям – Боэцию Дакийскому (около 1230 – после 1270 гг.), Вильгельму из Мёрбеке (около 1215 – между 1284 и 1286 гг.), Матфею из Акваспары, Фоме из Йорка, Вителло и др. В настоящее время начатую Мартином Грабманном работу продолжает основанный его учениками в 1953 г. в Мюнхене «Grabmann-Institut».



 
PR-CY.ru