ГЕОРГИЙ - Страница 3

На начальном этапе исследования текста в середине XIX в. выдвигалось предположение, что в Житиях Георгия и Сурожского архиепископа Стефана речь идёт об одном и том же событии, однако современные исследователи отвергают эту гипотезу. Авторство Жития его издатель академик В.Г. Васильевский приписал агиографу Игнатию Диакону (VIII–IX вв.), что позволило датировать памятник и конкретное событие временем до 842 г., т.е. вторым иконоборческим периодом. Эта точка зрения была оспорена Александром Александровичем Васильевым (1867–1953 гг.), а также византинистами школы Анри Грегуара (1881–1964 гг.) и другими исследователями, считавшими рассказ о нашествии руси на Амастриду позднейшей интерполяцией (это событие они связывали с походом руси на Константинополь в 860 г., о котором говорится в двух гомилиях Константинопольского патриарха Фотия, или с походом князя Игоря на Византию в 941 г.). Точку зрения В.Г. Васильевского разделяли отечественные учёные. Наконец, её поддержал и обосновал американский византинист Игорь Иванович Шевченко (1922–2009 гг.), который считал, что существует стилистическая близость Жития (в том числе и пассажа о нашествии руси) к другим сочинениям Игнатия Диакона, и назвал ряд признаков, по которым текст можно отнести к памятникам иконоборческой эпохи. Если это предположение верно, то упоминание этнонима «русь» в Житии Георгия является древнейшим во всех известных греческих источниках. Олег Николаевич Трубачёв (1930–2002 гг.), опираясь на данные южнорусские топонимики, предложил своё толкование этнонима «рос», который в Житии Георгия, по его мнению, является архаизмом, поскольку идентичен названию народа, жившего на Азовском побережье в VI в. Житие Георгия сохранилось в единственной рукописи Х в., которая представляет собой часть греческой Минеи на февраль (Житие помещено под 8 февраля). Рукопись поступила в Королевскую библиотеку Парижа в составе собрания кардинала Никколо Ридольфи, племянника папы Льва X (1513–1521 гг.). В греческих cлужебных минеях и синаксарях память Георгия находится под 21 февраля, там же помещена краткая редакция Жития. Георгию приписывается авторство нескольких канонов: на происхождение Честных Древ Креста (1 августа), святителям Парфению Лампсакийскому (7 февраля), Порфирию Газскому (26 февраля), критским мученикам (23 декабря), преподобной Пелагии (8 октября), мученику Артемону (13 апреля).



 
PR-CY.ru