ГУСИТЫ - Страница 2

При использовании этого закона в реальной жизни, применении его к церковным догматам, обрядам и правилам жизни среди гуситов выявилось два подхода. Сторонники первого (консервативного) – «чашники» – считали необходимым сохранить в жизни и в церкви всё то, что прямо не противоречило Библии. Другое направление (радикальное) исходило из того, что необходимо строго следовать Библии и отвергнуть всё то, что не находило прямого подтверждения в её текстах. Это направление было крестьянско-плебейским, его поддерживали жители деревень, городские низы, низшее духовенство, а во главе его стояли народные проповедники. Проповедники города Аусти читали свои проповеди на холме, получившем название Таборской горы (Южная Чехия). Отсюда и название данного направления – табориты. Вначале оба направления были согласные между собой в общих требованиях. В 1420 г. гуситы сформулировали свою программу в «Четырёх пражских статьях»: свободная проповедь слова Божьего, евхаристическая чаша для всех верующих, секуляризация церковной собственности, публичные наказания за прегрешения против нравственности, к числу которых (помимо убийства) относились воровство и прочие уголовные преступления, а также разврат, обман, ростовщичество, вымогательство и пьянство. В дальнейшем табориты стали выдвигать более радикальные требования, поскольку им в наибольшей степени был присущ дух пуританизма и национализма. Гуситская революция была отчасти нацелена на нравственную и церковную реформы. Жители Праги и других городов во главе с гуситскими священниками и беглыми монахами преследовали пользовавшихся дурной славой праздных, невежественных и безнравственных представителей духовенства, нападали на монастыри и разрушали их. Сотни монахов были убиты, а богатства и обширные владения монастырей конфисковывались дворянством и городскими властями. Табориты выступали за искоренение всего римского и немецкого, за устранение любой роскоши в богослужении, за строгую нравственную дисциплину, за празднование лишь воскресения. При этом, несмотря на жестокость требований воздаяния за грехи и т.д., они также выступали за религиозную свободу и толерантность. Впервые публично этот принцип провозгласил вождь таборитов Прокопий Голый (Великий). Раннее гуситство содержало в себе и элементы социальной революции. Многие крестьяне и арендаторы, особенно из Юго-Восточной Чехии, поверили в скорое наступление тысячелетнего царства и возвращение Христа для истребления грешников и дарования вечной жизни и свободы избранным. Большинство из них прекратили платить аренду своим хозяевам и исполнять трудовую повинность на их полях, многие продали землю и весь свой достаток вложили в общее имущество в «городах-убежищах», куда они устремились в ожидании дня Господа.

 



 
PR-CY.ru