ГУСИТЫ - Страница 3

Укреплённый городок на юге Чехии Табор превратился в центр радикального крыла гуситов: табориты избрали своего епископа, отвергли большинство таинств, сохранив причастие и крещение, проводили все службы на родном языке и отказались от многих обрядов и большинства деталей церковного облачения. Тем самым все пути к примирению были отрезаны. Но основная часть гуситов, сосредоточенная в Праге, придерживалась относительно умеренных взглядов; они были готовы примириться с церковью, если бы им позволили осуществлять принципы «Четырёх пражских статей». Столкновения между таборитами и пражанами привели к гражданской войне. Желание Сигизмунда, брата и наследника умершего в 1419 г. короля Венцеслава, вернуть свои наследственные права, ибо они были отняты гуситами, возглавлявшими правительство после смерти Венцеслава, а также стремление подавить ересь гуситов способствовали началу Гуситских войн, которые продлились с 1420 по 1431 гг. Исследователи делят их на два периода: 1420–1427 гг., когда гуситы под руководством Яна Жижки придерживались оборонительной тактики; и второй период, с 1427 г., когда гуситы начинают наступление, завоёвфывая одну область за другой. Табориты потерпели сокрушительное поражение в битве при Липанах (1434 г.), а к 1453 г. с таборитским движением было покончено. Гуситская революция носила и политический характер. После смерти короля Чехии Вацлава IV (1419 г.) законным наследником стал его брат Сигизмунд, император Священной Римской империи и венгерский король. Однако на нём, в конечном счёте, лежала вина за казнь Яна Гуса, и чехи отказывались признать его своим королём. В течение 1420–1431 гг. армии Сигизмунда и католической церкви предприняли «Крестовые походы», пытаясь положить конец религиозной и политической независимости Чехии, но они либо терпели поражение от войск гуситов, либо позорно обращались в бегство, не вступая в бой. Национальное и религиозное рвение, а также военный гений Яна Жижки (около 1360 – 1424 гг.) и Прокопа Голого (около 1380 – 1434 гг.) наводили ужас не только на интервентов, но и на жителей соседних стран, которые страдали от набегов грозных гуситских «воинов Бога». После победы над таборитами более умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и пришли к согласию с Базельским собором (созванным в первый раз в 1431 г. и частично признавшим итоги реформы церкви), констатировав завершение гуситских войн. В 1436 г. Сигизмунд был признан чехами в качестве короля при условии, что он и Собор согласятся с положениями «Четырёх статей», но с рядом оговорок. Компромисс был оформлен в соглашении, получившем название «компактатов». Этот документ стал хартией автономии гуситской церкви, первой национальной реформированной церкви, которая не находилась в прямом подчинении Риму. Гуситская церковь процветала как старейшая из реформированных церквей вплоть до национальной катастрофы в битве при Белой горе (1620 г.), когда и она, и независимая Чехия были раздавлены силами, представлявшими Контрреформацию и осуществлявшими имперские притязания Габсбургов.



 
PR-CY.ru