Словарь по христианству Г ГРООТ Геерт

ГРООТ Геерт

ГРООТ Геерт (1340–1384 гг.) – нидерландский мистик, основатель религиозного движения «нового благочестия». Родился в богатой патрицианской семье; отец Геерта занимал пост бургомистра Девентера. В 1350 г. во время эпидемии чумы родители Гроота Геерта умерли. В 1355–1368 гг. Гроот Геерт в Парижском университете изучал медицину, математику, астрономию, натурфилософию, астрологию, моральную философию и каноническое право, а также (по его собственному признанию) теорию чёрной магии и нигромантию. В 1357 г. – бакалавр, в 1358 г. – лиценциат, а затем магистр «свободных искусств». В 1368 г. получил место каноника в соборе Аахена, а в 1372 г. – в кафедральном соборе Утрехта. В 1372 г. Гроот Геерт серьёзно заболел, но приходский священник отказал ему в причастии на том основании, что в доме есть книги по магии, и совершил таинство только после публичного сожжения Гроотом Геертом этих книг на рыночной площади Девентера. После выздоровления Гроот Геерт резко изменил образ жизни: бросил блестящую жизнь богатого клирика и, охваченный сознанием своей греховности, отказался от большой части своего имущества, оставив себе только необходимое для скромного существования. В 1374 г. он передал свой дом в Девентере в собственность городской общины для того, чтобы в нём совместно проживали одинокие благочестивые женщины. Для новой общины им был составлен устав (1379 г.), в котором женщинам предписывалось заниматься прядением и ткачеством и категорически запрещалось просить подаяние. Сдав в аренду различным учреждениям принадлежавшие ему земельные участки, Гроот Геерт в качестве гостя (donatus) провёл три года в монастыре Монникхёйзен ордена картузианцев, где приором был его друг по Парижскому университету Гейнрих из Калькара, мистические воззрения которого оказали на Гроота Геерта огромное влияние, но не отвратили его от ортодоксии, потому что его отличительной чертой являлась преданность церкви и подчинение церковным властям. В монастыре Гроот Геерт принял решение, что он не подходит для созерцательной жизни. В конце 1377 г. вместе с ректором школы в Зволле И. Целе он отправился в Париж для покупки книг. На обратном пути они остановились в монастыре Грунендал (близ Брюсселя), где имели беседы с приором монастыря мистиком Яном ван Рёйсбруком (1293–1381 гг.). Свои мистические воззрения Гроот Геерт признавал лишь постольку, поскольку они не противоречили ортодоксальной догме, для него тождественной с томизмом, и он умел отделить еретическое от истинного в мистике своего друга Рейсбрука. В конце 1379 г. Гроот Геерт был рукоположён во диакона и получил разрешение проповедовать на территории Утрехтского епископства. Его проповеди на народном языке и на латыни стали популярными. По мнению Гроота Геерта, «страстное желание подражать Христу», которое вытекает из созерцания Его страданий, из мистического соумирания и уподобления Ему, является высшим идеалом религиозной жизни. Это он и понимает под названием проповедываемого им «покаяния», которое выражается в молитвах, постах и милостынях, вообще в праведной и по возможности аскетической жизни. Но все эти «дела» имеют значение только в том случае, если они искренни и проистекают из веры, а не являются внешним соблюдением предписаний.

 



 
PR-CY.ru