ГРООТ Геерт - Страница 2

Официальный историограф движения «нового благочестия» Й. Бус писал, что Гроот Геерт стремился привести людей к действенному покаянию, к отвращению от грехов, к желанию лучшей жизни, старался научить любить Царство Небесное, призывал воскресить первоначальную апостольскую церковь с её чистотой нравов. Очищение общества виделось Грооту Геерту не через уход от мира, а в восстановлении нравов и порядков раннехристианской общины. Под влиянием его проповедей некоторые горожане в Нидерландах и Вестфалии объединялись в небольшие группы, изучали Библию и занимались переписыванием книг. Первой общиной братьев общей жизни стала группа последователей Гроота Геерта (около 1381 г.), собиравшаяся в доме мейстера Ф. Радевиенса, викария церкви св. Лебвина в Девентере. Как ортодокс Гроот Геерт энергично боролся с еретиками (в частности с братьями свободного духа) и заслужил прозвище молота еретиков. С точки зрения своих идеалов он нападал на клир и монашество, боролся с симонией и конкубинатом, увлекал некоторых и восстанавливал против себя многих. В 1383 г. на синоде Утрехтского епископства Гроот Геерт произнёс проповедь, где осудил конкубинат священников и симонию в среде епархиального клира, призвав отлучать от церкви священников, уличённых в сожительстве с женщинами. Проповедь получила известность, но к епископу Утрехта стали поступать доносы на Гроота Геерта от клириков, в которых содержались порочащие его сведения. В это же время доминиканцы и августинцы-еремиты выступили с требованием применить к появившимся общинам общей жизни постановления Вьеннского собора (1311–1314 гг.), принятые против бегардов и бегинок и осудившие их деятельность как еретическую. Проповедуя и по-латыни, и на народном языке, переводя с латыни на немецкий и обратно религиозные сочинения, Гроот Геерт увлекал мирян к «покаянию» и пытался организовать и их религиозную жизнь. Его влияние было значительным, что объясняет успех братьев и сестёр общей жизни в широких кругах населения. Осенью 1383 г. Грооту Геерту было запрещено проповедовать на территории Утрехтского епископства. Пытаясь восстановить свои права, он через друга, парижского кантора, доктора богословия В. Сальварвиля, послал в Рим письмо папе Урбану VI (1378–1389 гг.). Дожидаясь ответа, поселился в августинском монастыре Эмстейн, где занимался чтением (прежде всего, Священного Писания) и переводами с латыни на народный язык заупокойной службы, семи покаянных псалмов, часослова, предназначенного для индивидуальной внецерковной молитвы, который в XV в. стал самой читаемой книгой в Нидерландах, а с голландского языка на латынь – сочинение Яна ван Рёйсбрука «Одеяние церковного брака» («De ornatu spiritualium nuptiarum»). Гроот Геерт оставил после себя ряд трудов (речи, трактаты морально-религиозного характера, переводы и ценные письма). Он умер от чумы, которой заразился, ухаживая за больными.



 
PR-CY.ru