Словарь по христианству Г ГРИГОРИЙ, Неронов Иоанн Миронович

ГРИГОРИЙ, Неронов Иоанн Миронович

ГРИГОРИЙ,  Неронов Иоанн Миронович (1591–1670 гг.) – деятель церкви, член кружка ревнителей благочестия, группировавшихся вокруг духовника царя Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) Стефана Вонифатьева (ум. в 1656 г.), архимандрит Переславского Данилова монастыря, ранее протопоп, противник реформ патриарха Никона (1652–1666 гг.), автор писем к царю Алексею Михайловичу, друг протопопа Аввакума (1620–1681 гг.). Отец его был крестьянином Вологодской губернии по имени Мирон, а попросту Нерон. При крещении получил имя Гавриил. Родители крещёного Гавриила дали ему другое имя – Иоанн. Ещё в юношеском возрасте Иоанн оставил семью, ушёл в Вологду. Здесь он впервые показал свою ревность, обличая ряженых на святках за «личины страшные», за что был избит и ушёл в Устюг, где выучился читать. Странствуя далее, Иоанн пришёл в город Юрьевец в село Никольское, где поселился у священника и стал изучать церковный устав. Женился на дочери священника Евдокии. Поссорился с греховными священниками за «развращённое житие имущих». Это вызвало на него донос патриарху Филарету (1619–1633 гг.), и Иоанн убежал из села в Троице-Сергиеву лавру. Здесь он сблизился с её архимандритом Дионисием Зобниковским, который рекомендовал его Филарету. Иоанн принял сан диакона, а через год (приблизительно в 1625 г.) был поставлен во священника и вернулся в село Никольское. Взяв жену, он перешёл в село Лысково викарным священником, пользовался привязанностью паствы. Он был горячим народолюбцем, кормильцем голодающих, защитником обиженных, неустрашимым обличителем неправды и насилия. Затем Иоанн ушёл в Нижний Новгород, поселился при запустелой церкви и начал служить в ней, прославившись проповедями и борьбой со скоморохами. Воевода Фёдор Иванович Шереметьев (ум. в 1650 г.) привлёк Неронова к суду (как виновника смятений) и посадил в тюрьму. Желая получить известность в глазах царя и патриарха, Неронов старался проповедовать своё мнение в Москве, за что был сослан в Корельский монастырь. Здесь он снова стал обличать игумена и монахов. Сотворяя чудеса и избегая смерти от коварных врагов, получил прощение и вернулся в Нижний Новгород. В это время (1640 г.) московские ревнители благочестия во главе со Стефаном и постельничим Фёдором Михайловичем Ртищевым (1626–1673 гг.) вызвали его в Москву и устроили сначала в Успенском, потом в Казанском соборе. Они упросили царя Алексея Михайловича утвердить в церквах единогласное пение вместо многогласного. Влияние убеждённых грекофилов Дионисия, Филарета и Стефана создало у Неронова уважение к Восточной церкви и не дало ему пойти по пути, который увлёк Аввакума и др. Иоанна Неронова вызвали в столицу и сделали протопопом при церкви Казанской Богородицы на Красной площади именно для воплощения реформы патриарха Никона. Он проповедовал здесь пять лет, принимал странников и больных. 1 августа 1653 г. Неронов был отправлен в ссылку. Тем временем в Москве набирала силу реформа Никона. Неронов имел с ним разногласия, за что по решению Собора, на котором он заявлял греческим патриархам, что «доселе держах прежние печатные книги, а новопечатных не хулих, токомо не приимах», но как только услышал от патриархов одобрение исправлений, принял все реформы. Неронов не выносил гордого, властного, жестокого патриарха, считал его опасным для церкви и государства, полагая, что «святители должны всех немощи носити, а не бити и мучити».

 



 
PR-CY.ru