Словарь по христианству Г ГОТШАЛЬК

ГОТШАЛЬК

ГОТШАЛЬК, Годескальк, Готескальк, что на древненемецком означает «раб Божий» (около 803/807 – около 867/869 гг.) – богослов, грамматист и поэт эпохи Каролингов. Сын саксонского графа Берна. В раннем детстве был пожертвован как облат бенедиктинскому монастырю Фульда, в котором получил начальное образование под руководством аббата Рабана Мавра и в 822 г. пострижен в монашество, затем обучался в монастыре Райхенау, где познакомился и близко сошёлся с поэтом Валафридом Страбоном (808/809 – 849 гг.). В 824 г. возвратился в Фульду, откуда написал в адрес Майнцского собора (829 г.) жалобу на Рабана Мавра, обвинив наставника в своём насильственном пострижении, и просил Собор освободить его от монашеских обетов на том основании, что свободного человека нельзя отдать в рабство, даже если это рабство у Бога. Получив в силу аргументов, изложенных Рабаном Мавром в «Liber de oblatione puerorum» («Книге о пожертвовании отроков»), отказ, Готшальк ушёл в аббатство Корби, где его учителем стал Ратрамн из Корби, в 835–838 гг. находился в монастыре Орбе близ Суасона (наследственные владения Готшалька остались за Фульдой). После незаконного рукоположения во пресвитера, совершённого неким хорепископом (840 г.), и паломничества в Рим Готшальк начал проповедовать в Ломбардии, Фриуле, Далмации, Паннонии и Болгарии, а после возвращения в Германию (после 845 г.) – в верхнерейнских землях и в Майнце учение о двойном предопределении, сформулированное им в сочинении «О предопределении» («De praedes-tinatione», около 845 г.). Готшальк полагал, что предложенная им доктрина восстанавливает и развивает учение Августина Блаженного (354–430 гг.), в неправильной интерпретации которого он обвинял даже Иеронима Стридонского (около 347 – 419/420 гг.) и папу Римского Григория I Великого (Двоеслова; 590–604 гг.). Опираясь на отдельные слова Священного Писания (Рим. 9:21: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой – для низкого?»), а также на некоторые сочинения Августина Блаженного и святителя Исидора Севильского (около 570 – 636 гг.), Готшальк учил, что в отношении судеб людей имеет место двойное предопределение (gemina praedestinatio): одних людей – к благодати и спасению, других – ко греху и «справедливому осуждению» (ad peccatum et ad peritum). Вследствие этого грешники не могут исправиться, а Христос умер только за предопределённых к праведной жизни, т.к. если бы Бог хотел спасти всех, то тогда даже одна неспасшаяся душа знаменовала бы крушение божественного всемогущества.

 



 
PR-CY.ru