ГОТШАЛЬК - Страница 2

Поскольку из доктрины Готшалька следовало также, что спасение не зависит от церкви, Рабан Мавр (допускавший наличие лишь предопределения к спасению) добился на Соборе в Майнце (848 г.) осуждения Готшалька по трём пунктам: проповеди ереси, незаконному принятию священнического сана и самовольному уходу из монастыря. Готшальк был отдан под надзор Реймсского архиепископа Гинкмара, к которому Рабан Мавр обратился со специальным посланием. По инициативе архиепископа Готшальк был вторично осуждён на Соборе в Кьерзи (849 г.), лишён священнического сана, подвергнут бичеванию и приговорён к пожизненному заключению в монастыре Овиллер. Против его учения выступили архиепископ Гинкмар в трактате «О предопределении Божием и свободном произволении» («De praedestinatione Dei et libero arbitrio», 856/860 г.) и Иоганн Скот Эриугена (около 810 – 877 гг.) в сочинении «О божественном предопределении» («De divina praedestinatione», 857 г.). В то же время позицию Готшалька поддержали несколько богословов: Луп из Ферьера в «Книге о трёх вопросах» («Liber de tribus quaestionibus», 856/860 г.), епископ Пруденций из Труа (ум. в 861 г.), а также Ратрамн из Корби, составивший по заказу короля Карла II Лысого (875–877 гг.) трактат «О предопределении Божием» («De praedestinatione Dei», около 850 г.), где учение Готшалька поддерживалось, но возможность предопределения ко греху отвергалась в силу того, что предзнание Бога относительно будущих человеческих греховных поступков вовсе не является причиной их совершения. Двадцать лет Готшальк провёл в заточении в монастыре Овиллер, но продолжал выступать в защиту своего учения, посвящая ему новые сочинения («Confessio», «Confessio prolixior» и др.), а также вступил в новый спор с архиепископом Гинкмаром. Готшальк отстаивал догматическую корректность выражения «тройное Божество» (trina Deitas); в свою очередь, Гинкмар в сочинении «О едином, а не тройном Божестве» («De una et non trina Deitate», 860/861 г.) обвинил Готшалька в ереси тритеизма. Готшальк безуспешно предлагал Гинкмару обратиться к папе Римскому Николаю I (858–867 гг.), чтобы отпустить его на папский суд в Рим. Пытаясь добиться рассмотрения своего дела папой, Готшальк направил ему жалобу, однако до окончания разбирательств не дожил и умер без покаяния. Как поэт Готшальк, получивший от Валафрида Страбона почётное прозвище Фульгенций (блестящий), прославился отличающимися страстностью чувства рифмованными стихотворными посланиями и гимнами, а также новаторским использованием в них сложных лирических размеров: адония, сапфической строфы, 4-стопного дактиля и двух видов строф собственного изобретения, составленных из сложных ритмических, а не более простых метрических стихов. Готшальку принадлежит послание в леонинских гекзаметрах Ратрамну из Корби – «Стих к Ратрамну» («Carmen ad Rathramnum», 849 г.), а также (как полагают исследователи) популярная в эпоху Ренессанса «Эклога Феодула» («Ecloga Theoduli»), описывающая разговор Истины с Ложью, в котором в качестве посредника участвует Разум.



 
PR-CY.ru