ГОМИЛЕТИКА - Страница 11

«Предмет проповеди» – понятие по объёму более широкое, чем «тема». Например, если проповедник будет говорить о молитве, о слове Божьем, то он не сможет сказать в одной проповеди всего того, что можно сказать о её предмете, но в проповедях, предмет которых меньше по объему («О молитвенном правиле христианина», «Слово Божье – источник познания смысла жизни») тема может быть исчерпана одной проповедью. Отсюда темой называется та частная (по отношению к предмету) мысль, которая более или менее полно исчерпывается проповедью, та идея, из которой вытекает всё содержание проповеди. Барсов даёт следующее определение темы: «Тема есть категорическое суждение, в целой проповеди органически развивающееся по логическим законам деления и подразделения. Иначе говоря, тема есть одна главная мысль сочинения». Эта главная мысль должна подчинять отдельные мысли, входящие в состав проповеди. Что касается словесного выражения темы, то первое требование к нему – краткость и ясность. Современная теория православного проповедничества использует 4-частную схему построения проповеди как наиболее отвечающую требованиям распределения материала проповеди и последовательного раскрытия темы. Основой подобного построения является святоотеческий опыт проповедания слова Божьего. Среди форм проповеди различаются: беседа (гомилия, sermo, disputatio), поучение (doctrina, institutio), слово (oratio, sermo, allocution) и речь (oratio panegyrica). Слово «гомилия» обозначает, с одной стороны, простоту, безыскусственность, общепонятность, а с другой – полную искренность, сердечность, задушевность речи проповедника. Оно определяет в большей степени внутреннюю, чем внешнюю, сторону предмета. Словами апостола Павла «проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4) можно охарактеризовать не только апостольскую, но и пастырскую проповедь I и II вв. Восприняв апостольскую проповедь как пример для подражания, христианские пастыри стремились к стяжанию духа и силы в деле церковного учительства. В этот период проповедь являлась плодом благодатного вдохновения пастыря. Наставления произносились без предварительной подготовки, редко обдумывались наперёд и при внутренней духоносности представляли полную безыскусственность и простоту живой речи. Церковная беседа могла прерываться вопросами слушателей, просьбой разъяснить некоторые высказывания. После же упорядочивания чина христианского богослужения проповедь, сделавшись его составной частью, приняла преимущественно монологическую форму, хотя следы диалогической формы ещё встречались в церковном учительстве вплоть до IV в. В конце II – начале III в. вследствие начала образования канона книг Священного Писания за церковным богослужением активизируется употребление священных текстов. Это обстоятельство имело прямое отношение к церковной проповеди, поскольку в задачу пастыря входило объяснение библейского текста, прочитанного за богослужением. Такая разновидность проповеди (гомилия изъяснительная) сохранила все характерные черты апостольской беседы: простоту, ясность, доступность. Построение изъяснительной гомилии определяется не ходом рассуждений проповедника, а последовательностью объясняемого библейского текста.

 



 
PR-CY.ru