ГОМИЛЕТИКА - Страница 10

Среди методов проповедничества первое место отводится правилу постепенности в усвоении слушателями божественного учения. Апостол Павел говорит, что одних нужно питать молоком, а других твёрдой пищей, поскольку первые «несведущи в слове правды», их «нужно учить первым началам», у вторых уже «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:12–13). На этом основании в древности существовало разграничение церковного учения на огласительное и тайноводственное. Это разграничение касалось не объёма знаний, но метода учения, зависящего от восприятия слушателей: оглашенным истины христианства преподавались элементарно, более совершенным в вере – глубоко и основательно. Церковный проповедник должен заботиться о том, чтобы различные категории его слушателей получали духовную пищу в соответствии со своей духовной зрелостью, преследуя при этом спасительную цель: «...Все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). В Послании к Титу апостол Павел более определённо говорит о способах учительства. Сказав об искупительном подвиге Спасителя и освящении людей, он наставляет: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью...» (Тит. 2:15). Слова апостола Иоанн Златоуст разъясняет таким образом: есть грехи, от которых нужно отклонять только повелением, властью; если презирать богатство, например, нужно убеждениями, то исправлять прелюбодея и корыстолюбца должно с властью, а чародея, волшебника и т.п. людей обличать не просто с властью, но «со всякою властью». И в Послании к Тимофею апостол Павел учит: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). Для христианской проповеди, поясняет Иоанн Златоуст, всегда должно быть время, и не только во время «сидения в церкви», но и в темнице и в узах, даже хотя бы ты готовился идти на смерть, – «и в это время обличай и не переставай вразумлять», т.е. указывать на нарушение правил христианской жизни, укорять за это, со всякой властью, авторитетно, с пастырским достоинством. Ефрем Сирин истолковывает 2 Тим. 4:2 следующим образом: нужно непрестанно проповедовать Слово, содержа в уме свидетельство, открытое проповедующему тайно, т.е. внутри, в душе, проповедовать всегда и везде, где удобно и где неудобно, обличать, порицать и назидать с долготерпением. Апостолы оставили наглядные примеры применения способов проповедничества. Наиболее употребительным является способ, когда изложение нового учения начинается с истин, уже известных слушателям. Так, в первой проповеди по сошествии Святого Духа апостол Пётр указывает иудеям, что совершающееся у них на глазах есть не что иное, как события, предсказанные ветхозаветными пророками (Деян. 2:16–21, 25–28). В апостольских речах к язычникам виден тот же подход. Апостол Павел, проповедуя в ареопаге, обращается к слушателям со словами: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:22–23). Предмет проповеди могут представлять определённая область религиозного учения, совокупность каких-либо явлений духовной жизни: учение о Боге, о мире видимом и мире бесплотных духов, о добродетелях и греховных страстях человека и др.

 



 
PR-CY.ru