ГЕРМЕНЕВТИКА - Страница 60

Например, повествование о Надаве и Авиуде (Лев. 10:1–11) представляет интерес своей краткостью, а также суровостью и уникальностью суда над ними. Оно поражает тем, что прямо не говорит о сущности «чуждого огня», а также таким скорым и непреклонным ответом Бога. Только что Аарон и его сыновья были поставлены священниками (Лев. 8). Дав заповедь, чтобы огонь постоянно горел на жертвеннике (6:13), Бог подтвердил принятие их жертвоприношения, чудесно воспламенив жертвы (9:24). Надав и Авиуд, два старших сына Аарона, взяли «огонь чуждый» и принесли перед Господа. Тут же они были поражены насмерть огнём от Господа. Моисей произнёс пророчество, а затем повелел родственникам Аарона взять тела Надава и Авиуда и вынести за стан. Аарону и двум другим его сыновьям, которые также были священниками, было велено не выражать в традиционных обычаях своего траура (терзание волос и одежды); в то время как их родственникам это было позволено. Затем Бог дал Аарону три заповеди (Лев. 10:8–10). Во-первых, ни он, ни его потомки-священники не должны употреблять вина и крепких напитков перед исполнением своих священнических обязанностей; во-вторых, они должны отличать священное от несвященного и нечистое от чистого; и, в-третьих, они должны были научать народ всем уставам Господним. Историко-культурный анализ определяет следующие значения действий. Израиль только что вышел из Египта и продолжал пребывать в окружении идолопоклонников. Существовала постоянная угроза синкретизма, т.е. смешения поклонения истинному Богу с языческими культами. Это был день торжественного вступления в должность первых священников – Аарона и его сыновей, а их поведение и поступки, без сомнения, рассматривались бы как пример для последующих поколений. Точно так же, Божье одобрение или отвержение этих поступков влияло на дальнейшее развитие самого священства и его обычаев. Лексико-синтаксический и теологический анализ показывает, что огонь рассматривался как Божественный символ почти во всех древних религиях, включая иудаизм. В стихе 1 объясняется нечистый (или «чуждый») огонь Надава и Авиуда – огонь, который Бог не повелел им приносить. Подобное выражение встречается в Исходе 30:9, где курение, приготовленное не в соответствии с указаниями Господа, названо «иным курением». Подробный анализ согласования времён в 9 и 10 главах позволяет предположить, что Надав и Авиуд принесли курение между жертвой всесожжения (9:24) и священной трапезой, которая должна была последовать за ней (10:12–20), т.е. во время, не предназначенное для приношения курения. Кейл и Делицш не исключают, что «Надав и Авиуд намеревались сопроводить возгласы народа приношением курения для хвалы и во славу Божью, и не только принесли курение в неподобающее время, но и зажгли его не от огня жертвенника, чем совершили такой грех своевольного служения, что были сожжены огнём, вышедшим от Иеговы... Огонь святого Бога, который только что освятил служение Аарона, как угодное Богу, поразил его двух старших сыновей, потому что они не освятили Иегову в своих сердцах, а взяли на себя своевольное служение». Сразу после того, как огонь поразил Надава и Авиуда, через Моисея Аарону было дано толкование Божьего пророчества: «Вот о чём говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь».

 



 
PR-CY.ru