Словарь по христианству Г ГАНС Мемлинг

ГАНС Мемлинг

ГАНС Мемлинг (1433/1435 – 1494 гг.) – крупнейший фламандский живописец второй половины XV в. В это время в искусстве Нидерландов наблюдается ослабление творческой активности, темп развития замедляется, новаторство уступает место эпигонству и консерватизму. Эти черты отчётливо выражены в творчестве Ганса Мемлинга. Продолжая позднеготическую живописную традицию в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами, он испытал влияние итальянской живописи Возрождения. Уроженец Гессена, небольшого немецкого городка на Майне, Ганс Мемлинг работал, главным образом, в Брюгге, где есть музей его имени. Фамилия Мемлинг, вероятно, происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мёмлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 г. в Зелингенштадте. О молодых годах Ганса Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера (1400/1410 – 1451 гг.). Около 1459–1460 гг. он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Роже ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464 гг.) в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но влияние ван дер Вейдена на художника несомненно: Мемлинг часто повторял в своих произведениях его композиционные решения, но эти заимствования носят внешний характер (драматизация и патетика учителя ему далеки). После смерти ван дер Вейдена Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 г.) и стал членом гильдии св. Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге – солдате армии герцога Бургундии из династии Валуа Карла Смелого (1433–1477 гг.), раненном в сражении при Нанси (1477 г.). Он получил приют в госпитале св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 г. ссудивший некую сумму денег Максимилиану I для его борьбы с королём Франции. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. в 1487 г.) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 г., похоронен на кладбище церкви св. Гислена. Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. У него есть черты, заимствованные у Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441 гг.), – подробная передача орнаментов восточных ковров, парчовых тканей, – но основы эйковского реализма ему чужды.  Не обогащая искусство новыми наблюдениями, Мемлинг, тем не менее, вводит в нидерландскую живопись новые качества. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт для исследователей определённые трудности в их хронологическом расположении.

 



 
PR-CY.ru