ГАНС Мемлинг - Страница 3

Художник трактовал эпизоды страстей Христовых довольно необычно: он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические. «Вирсавия» (1485–1490 гг.) – редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Талант миниатюриста обнаруживается и в живописных панно и медальонах, украшающих небольшой готический ларец – раку Святой Урсулы (1489 г., Брюгге, Госпиталь св. Иоанна). Это – одно из известнейших поздних произведений Мемлинга и одно из самых популярных и прославленных его произведений. Он окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта. Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария – шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев. Однако гораздо значительнее в художественном отношении монументальный триптих «Святые Христофор, Мавр и Жиль» (Брюгге, Городской музей). Образы святых в нём отличаются вдохновенной сосредоточенностью и благородной сдержанностью. Особенно ценны в наследии Мемлинга его портреты. Он первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа. «Портрет Мартина ван Нивенхове» (1481 г., Брюгге, Госпиталь св. Иоанна) – единственный сохранившийся в целостности портретный диптих XV в. Изображённая на левой створке Мадонна с Младенцем представляет собой дальнейшее развитие типа портрета в интерьере. Мемлинг вносит ещё одно новшество в композицию портрета, помещая погрудное изображение то в обрамлении колонн открытой лоджии, сквозь которую виден пейзаж («Парные портреты бургомистра Мореля и его жены», Брюссель), то непосредственно на фоне пейзажа («Портрет молящегося человека», Гаага; «Портрет неизвестного медальера», Антверпен). Кисти Мемлинга принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор (заказчик) запечатлён в момент молитвенного обращения к Мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в ¾ повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники. Портреты Мемлинга, несомненно, передавали внешнее сходство, но при всём различии характеристик в них можно обнаружить много общего. Все изображаемые им люди отличаются сдержанностью, благородством, душевной мягкостью и часто набожностью. Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Роже ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Макса Фридлендера (1867–1958 гг.), «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные». Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих фон Шлегель (1772–1829 гг.), поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.



 
PR-CY.ru